Уникальный случай в мировой флотской практике
Своим ходом
«Коммуна» достойна занять место в Книге Гиннесса: корабль, который стал вершиной инженерной мысли начала двадцатого столетия, успешно выполнял свои обязанности весь бурный XX век, включая революцию, две мировые войны (не считая гражданской), вошёл в XXI век «своим ходом», до сих пор не теряя своей значимости и востребованности.
Когда этот корабль неспешно и горделиво входит в Севастопольскую бухту, даже старожилы города-героя останавливаются и глядят на него с чувством невольного почтения. Это гигантский 96-метровый катамаран, то есть фактически судно представляет собой как бы два «сросшихся» корабля, у каждого из которых есть собственный двигатель. Оба корпуса соединены между собой 18-метровыми арочными фермами. На этих четырёх металлических «дугах» можно было поднять из морских глубин субмарину.
Возможности корабля предусматривали подъём с 60-метровой глубины лодок водоизмещением до 1000 тонн. В начале прошлого века таких больших подводных кораблей ещё не существовало, и нырять они умели не более чем на 30 метров. Но руководство российского флота предвидело, что подлодки – в то время новейшее средство вооружённой борьбы на море – будут развиваться. Построенный с учётом далёкого будущего корабль своими силами поднял со дна около ста субмарин и надводных кораблей, спас жизни сотням моряков.
Корабль был построен на верфях Путиловского завода в Петрограде. При изготовлении корпуса использовалась особая, вязкая ковкая корабельная сталь, секрет изготовления которой ныне утерян. За столетие она стёрлась всего на несколько миллиметров и практически не тронута коррозией. Это поражает даже опытнейших инженеров, ведь им хорошо известно, что стальные корпуса современных судов коррозия съедает за 30–40 лет. Но на катамаране ржавеют и превращаются в труху только те железные конструкции, которые были установлены уже в более поздние времена! Соединяли части корпуса металлическими заклёпками, которые вбивали молотками в специальные отверстия. До сих пор ходят легенды о золотой заклёпке, сделанной «на счастье» и скрытой где-то на судне. Может, именно в ней секрет его невероятно долгой и счастливой судьбы?
Роковая ошибка кока
Корабль был наречён «Волхов» – в честь реки, протекающей на русском Севере. А после революции переименован и получил громкое имя «Коммуна». Его спроектировали и построили не только как спасательное средство, но и как плавучую базу для подводных лодок. Поэтому в каждом из двух корпусов катамарана размещались по 10 запасных торпед, по 50 тонн топлива, а также запасы воздуха высокого давления и оборудование для зарядки аккумуляторных батарей. Таким образом, далеко в открытом море он становился для терпящей бедствие подводной лодки таким же желанным, как и родной причал. На «Волхове» были комнаты отдыха, где с комфортом мог разместиться весь экипаж субмарины, лазарет, запасы продовольствия, а также мастерские, силами которых лодку можно было подремонтировать.
С 1915-го по 1985 год на катамаране служило постоянно 250 моряков. К примеру, в команду входила группа из нескольких десятков водолазов, готовых в любую минуту отправиться на морское дно. Сейчас ему положено по штату всего пятьдесят сотрудников. Но каждый из них – патриот «Коммуны»! За долгую жизнь корабля на нём сложились свои династии и… свои легенды, большинство из которых на поверку оказываются былью. Одна из них рассказывает о первой субмарине, которую довелось поднимать. Была она, кстати, американского производства и называлась АГ-15. Катастрофа произошла в июне 1917 года по нелепой случайности: судовой кок зазевался и спалил поджарку для борща. Опасаясь, как бы ему не попало от командира, он тайком открыл кормовой люк подлодки, чтобы проветрить… И в этот самый момент командир решил провести учебное погружение. Лодка с открытым люком камнем ушла на дно! Погибло много моряков. Несмотря на сильный шторм, около часу ночи спасатели подняли злополучную субмарину, буквально вырвав её из илистого грунта, и отбуксировали в Ревель. Здесь силами собственных мастерских отремонтировали, и через месяц подводная лодка вновь вышла в море.
Корабль дороже золота
Это удачное начало как бы задало тон для всей последующей судьбы корабля. Кажется, нет в истории России такого значительного события, в котором не приняла бы участие «Коммуна». Вместе с Балтийским флотом в 1918 году она совершает знаменитый «ледовый поход» из Гельсингфорса в Кронштадт, где её команда немедленно приступила к ремонту повреждённых кораблей. А спустя десять лет оказывает советской власти неоценимую услугу! В стране не осталось инженеров, способных проектировать подводные лодки: один умер от тифа, другого расстреляли, третий уехал за границу, подобно знаменитому изобретателю вертолётов Сикорскому…
Ритта Козунова
Свежие комментарии