Московский международный кинофестиваль (ММКФ) — один из старейших и самых представительных киносмотров в мире, относящийся к классу А, наряду с кинофестивалями в Берлине, Каннах, Венеции, Сан-Себастьяне и Карловых Варах. Проводится ежегодно в Москве с 1935 года.
Впервые Московский кинофестиваль был проведен в феврале 1935 года. Первоначально его название звучало, как «Советский кинофестиваль в Москве», а участвовали в нем картины не только отечественных кинорежиссеров, но и еще мастеров из 11-ти других стран. Торжественное открытие состоялось 21-го февраля, и проходило оно в легендарном, старейшем кинотеатре Москвы, расположенном в Доме на набережной, под названием «Ударник».
Первый приз был присужден фильмам «Чапаев» (Г. и С. Васильевы), «Юность Максима» (Г. Козинцев и Л. Трауберг) и «Крестьяне» (Ф. Эрмлер). Второй приз получил Рене Клеру за фильм «Последний миллиардер», а третью премию — мультфильмы Уолта Диснея.
В 1959 году по инициативе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой возобновилось регулярное проведение Московских международных кинофестивалей под лозунгом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». С этого года ведется и отсчет числа фестивалей.
Фестиваль стал проводиться раз в два года по по нечетным годам. Лишь с 1999 года годов Московский кинофестиваль стал ежегодным.
В 1960—1980-х годах Московский кинофестиваль был крупнейшим в мире по числу стран участниц и представляемых фильмов. Число стран-участниц превышало 100, причем наряду со странами, имеющими развитое кинопроизводство, в фестивале участвовали страны, где киноискусство только зарождалось. В среднем в конкурсе игровых фильмов участвовало 150 картин, короткометражных фильмов — 350, детских — 80.
В 60-х годах Москву в рамках фестиваля посетило небывалое количество невероятных личностей. По приглашению режиссера Михаила Калатозова Москву посещают Джина Лоллобриджида (которая впоследствии неоднократно гостила на ММКФ) и Джульетта Мазина. В советскую столицу приезжают Акиро Куросава, Элизабет Тейлор, Лукино Висконти, Жан Маре, Моника Витти, Марчелло Мастрояни, Ив Монтан…
Джина Лоллобриджида во время II ММКФ в 1961 году познакомилась с Юрием Гагариным. Джина не только позировала с Юрием, но и собственоручно сфотографировала космонавта. Тогда она только начинала увлекаться профессиональной фотографией. Также актриса сделала несколько кадров Никиты Сергеевича Хрущева.
Итальянская красавица Софи Лорен впервые приехала в Москву в 1965 году.
В 60-х годах произошло еще одно важное событие. Французская актриса русского происхождения Марина Влади (ее отец Владимир Поляков-Байдаров пел в опере Монте-Карло) знакомится на ММКФ с Владимиром Высоцким.
После насыщенных фестивальными событиями 60-х, последующие годы впечатляют не так сильно. Интерес к фестивалю заметно падает.
Гостьей столицы снова становится Джина Лоллобриджида. В 1977 году в жюри приглашают находящуюся на пике популярности после "Иронии судьбы" Барбару Брыльску.
В 80-е годы впервые в истории ММКФ в столицу приезжают гости из солнечного Голливуда. Роберт де Ниро возглавляет жюри. Под его председательством в тот год (1987) побеждает еще один фильм Федерико Феллини "Интервью", а актер Энтони Хопкинс получает приз за "Чаринг Кросс Роуд, 84".
В 1990-х годах фестиваль пережил кризис, были прекращены конкурсы детских и короткометражных фильмов, резко сократилось число участников. Сохранить кинофестиваль удалось лишь благодаря государственной поддержке. Учредителем Московского международного кинофестиваля стало правительство России, которое выделяет на его проведение финансовые средства. Изменились принципы отбора конкурсных фильмов — главных критерием стали чисто художественные достоинства претендента. Появились новые призы — статуэтки «Святого Георгия». В рамках Московского международного кинофестиваля традиционно проводятся информационные показы и ретроспективы фильмов лучших представителей мирового кинематографа, дни памяти, круглые столы, научные семинары, конференции, симпозиумы; действует кинорынок.
За время проведения Московского кинофестиваля его победителями стали многие известные кинофильмы: в 1959 году — «Судьба человека» С. Бондарчука, 1961 — «Чистое небо» Г. Чухрая и «Голый остров» К. Синды, 1963 — «Восемь с половиной» Ф. Феллини, 1965 — «Война и мир» С. Бондарчука, 1967 — «Журналист» С. Герасимова, 1973 — «Это сладкое слово — свобода!» В. Жалакявичуса, 1975 — «Земля обетованная» А. Вайды и «Дерсу Узала» А. Куросавы, 1977 — «Пятая печать» З. Фабри, 1985 — «Иди и смотри» Э. Климова, 1987 — «Интервью» Ф. Феллини, 1999 — «Жажда жизни» Кането Синдо, 2000 — «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» Кшиштофа Занусси.
Главный же приз Московского кинофестиваля представляет собой статуэтку именуемую «Золотой Святой Георгий», и изображающую собой фигурку этого святого верхом на коне, сражающегося со змеем. Данная премия уникальна по своей концепции, и аналогов в мире среди кинонаград не имеет. Всё дело в том, что статуэтка не является монолитной, копье в руках героя подвижно и его можно занести, либо же вонзить в змея. Более того, статуэтка покрыта 24-х каратным золотом высшей пробы. Этого приза удостаиваются номинации за лучший фильм, режиссуру, мужскую и женскую роли, а также специальный приз жюри. Также в рамках фестиваля проходил конкурс «Перспективы», связанный, в основном с экспериментальными кинолентами, однако, три года назад он был заменен конкурсом «короткого метра», и ряд других состязаний.
С 1999 года Никита Михалков — президент Московского международного кинофестиваля.
Впервые Московский кинофестиваль был проведен в феврале 1935 года. Первоначально его название звучало, как «Советский кинофестиваль в Москве», а участвовали в нем картины не только отечественных кинорежиссеров, но и еще мастеров из 11-ти других стран. Торжественное открытие состоялось 21-го февраля, и проходило оно в легендарном, старейшем кинотеатре Москвы, расположенном в Доме на набережной, под названием «Ударник».
Первый приз был присужден фильмам «Чапаев» (Г. и С. Васильевы), «Юность Максима» (Г. Козинцев и Л. Трауберг) и «Крестьяне» (Ф. Эрмлер). Второй приз получил Рене Клеру за фильм «Последний миллиардер», а третью премию — мультфильмы Уолта Диснея.
В 1959 году по инициативе министра культуры СССР Екатерины Фурцевой возобновилось регулярное проведение Московских международных кинофестивалей под лозунгом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». С этого года ведется и отсчет числа фестивалей.
Фестиваль стал проводиться раз в два года по по нечетным годам. Лишь с 1999 года годов Московский кинофестиваль стал ежегодным.
В 1960—1980-х годах Московский кинофестиваль был крупнейшим в мире по числу стран участниц и представляемых фильмов. Число стран-участниц превышало 100, причем наряду со странами, имеющими развитое кинопроизводство, в фестивале участвовали страны, где киноискусство только зарождалось. В среднем в конкурсе игровых фильмов участвовало 150 картин, короткометражных фильмов — 350, детских — 80.
В 60-х годах Москву в рамках фестиваля посетило небывалое количество невероятных личностей. По приглашению режиссера Михаила Калатозова Москву посещают Джина Лоллобриджида (которая впоследствии неоднократно гостила на ММКФ) и Джульетта Мазина. В советскую столицу приезжают Акиро Куросава, Элизабет Тейлор, Лукино Висконти, Жан Маре, Моника Витти, Марчелло Мастрояни, Ив Монтан…
Джина Лоллобриджида во время II ММКФ в 1961 году познакомилась с Юрием Гагариным. Джина не только позировала с Юрием, но и собственоручно сфотографировала космонавта. Тогда она только начинала увлекаться профессиональной фотографией. Также актриса сделала несколько кадров Никиты Сергеевича Хрущева.
Итальянская красавица Софи Лорен впервые приехала в Москву в 1965 году.
В 60-х годах произошло еще одно важное событие. Французская актриса русского происхождения Марина Влади (ее отец Владимир Поляков-Байдаров пел в опере Монте-Карло) знакомится на ММКФ с Владимиром Высоцким.
После насыщенных фестивальными событиями 60-х, последующие годы впечатляют не так сильно. Интерес к фестивалю заметно падает.
Гостьей столицы снова становится Джина Лоллобриджида. В 1977 году в жюри приглашают находящуюся на пике популярности после "Иронии судьбы" Барбару Брыльску.
В 80-е годы впервые в истории ММКФ в столицу приезжают гости из солнечного Голливуда. Роберт де Ниро возглавляет жюри. Под его председательством в тот год (1987) побеждает еще один фильм Федерико Феллини "Интервью", а актер Энтони Хопкинс получает приз за "Чаринг Кросс Роуд, 84".
В 1990-х годах фестиваль пережил кризис, были прекращены конкурсы детских и короткометражных фильмов, резко сократилось число участников. Сохранить кинофестиваль удалось лишь благодаря государственной поддержке. Учредителем Московского международного кинофестиваля стало правительство России, которое выделяет на его проведение финансовые средства. Изменились принципы отбора конкурсных фильмов — главных критерием стали чисто художественные достоинства претендента. Появились новые призы — статуэтки «Святого Георгия». В рамках Московского международного кинофестиваля традиционно проводятся информационные показы и ретроспективы фильмов лучших представителей мирового кинематографа, дни памяти, круглые столы, научные семинары, конференции, симпозиумы; действует кинорынок.
За время проведения Московского кинофестиваля его победителями стали многие известные кинофильмы: в 1959 году — «Судьба человека» С. Бондарчука, 1961 — «Чистое небо» Г. Чухрая и «Голый остров» К. Синды, 1963 — «Восемь с половиной» Ф. Феллини, 1965 — «Война и мир» С. Бондарчука, 1967 — «Журналист» С. Герасимова, 1973 — «Это сладкое слово — свобода!» В. Жалакявичуса, 1975 — «Земля обетованная» А. Вайды и «Дерсу Узала» А. Куросавы, 1977 — «Пятая печать» З. Фабри, 1985 — «Иди и смотри» Э. Климова, 1987 — «Интервью» Ф. Феллини, 1999 — «Жажда жизни» Кането Синдо, 2000 — «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» Кшиштофа Занусси.
Главный же приз Московского кинофестиваля представляет собой статуэтку именуемую «Золотой Святой Георгий», и изображающую собой фигурку этого святого верхом на коне, сражающегося со змеем. Данная премия уникальна по своей концепции, и аналогов в мире среди кинонаград не имеет. Всё дело в том, что статуэтка не является монолитной, копье в руках героя подвижно и его можно занести, либо же вонзить в змея. Более того, статуэтка покрыта 24-х каратным золотом высшей пробы. Этого приза удостаиваются номинации за лучший фильм, режиссуру, мужскую и женскую роли, а также специальный приз жюри. Также в рамках фестиваля проходил конкурс «Перспективы», связанный, в основном с экспериментальными кинолентами, однако, три года назад он был заменен конкурсом «короткого метра», и ряд других состязаний.
С 1999 года Никита Михалков — президент Московского международного кинофестиваля.
Свежие комментарии