Сегодня поздравления с 80-летием принимает выдающийся советский актёр, мой любимый прибалтийский артист – Паул Буткевич. Актёрская мимика, обаяние, харизма – всё было на высоте у Буткевича. Кстати, интересно, что в этом году своё 80-летие встречают сразу 4 видных советских прибалтийских актёра: помимо Буткевича, это Витаутас Томкус, Юозас Будрайтис и Гирт Яковлев.
Буткевич снялся в огромном количестве фильмов из числа моих любимых: "Ралли", "Инспектор Гулл", "Бумеранг", "Синдикат-2", "Ошибка Тони Вендиса", "Мираж", "Европейская история", "Бармен из "Золотого якоря", "Без срока давности", "Плащаница Александра Невского", но, к сожалению, все эти роли были периферийными.
А 2 свои лучшие роли, по совместительству, 2 роли, когда Буткевич сыграл, наконец, главных, центральных персонажей, он исполнил уже на закате свой актёрской карьеры, совпавшим с закатом советского кинематографа – после развала СССР, Паул Паулович почти не снимался. Речь – о двух трёхсерийных, остросюжетных фильмах: "Случай в аэропорту" и "Перед большой дорогой на войну".
Причём, Буткевич сыграл в них противоположные роли: капитана милиции и немецкого шпиона; и оба образа получились достаточно раскрытыми, сильными и даже – притягательными. Конечно, шпион-диверсант – Эрвин Гросс, уничтоживший в фильме много советских людей, симпатий не вызывал, но важно было показать, что противник у чекистов был серьёзнейший, и Буткевичу удалось создать основательный образ талантливого, прекрасно подготовленного резидента вражеских спецслужб.
Кстати, очень рекомендую посмотреть оба фильма; они малоизвестны, т.к. снимались на периферийных Таджикфильме и Узбекфильме, соответственно. Но посмотреть есть, на что. В "Случае в аэропорту", помимо игры Буткевича, тревожная, берущая за душу музыка, играющая на протяжении всей картины, вкупе с мрачными осенними красками, придаёт фильму особый шик. "Перед большой дорогой на войну" – отличный фильм о предвоенной работе НКВД. К сожалению, в фильм была – очень неумело, искусственно – вставлена тема "незаконных" репрессий (всё-таки, дело было в Перестройку), это подпортило картину, но, всё равно, с художественной точки зрения фильм получился сильный.
Возвращаясь к Буткевичу, то, помимо перечисленных достоинств, у него есть ещё одно. Роли большинства прибалтийских и среднеазиатских актёров дублировали другие артисты; а когда играет один артист, а озвучивает другой, роль всегда получается половинчатой. Так вот, Буткевич, в большинстве случаев, озвучивал себя сам.
Свежие комментарии