Две Войны
«Простая сельская девушка включилась в бой и стала косить немцев из пулемёта»- забытый подвиг в селе Гули
За краткими и скупыми на эпитеты строчками наградного листа к медали «За отвагу» – удивительный подвиг простой 18-летней украинки Кати Бобровицкой из села Гули Мироновского района Киевской области.
Этот случай получился таким выразительным, что даже маршал Конев уделил ему место в своих мемуарах, и в этой статье я расскажу Вам об этом необычном подвиге.Что Катерина Бобровицкая вспоминала об оккупации
Больше 2,5 лет село Гули было в оккупации. Многих молодых, здоровых и трудоспособных людей из него увезли на работы в Германию. Катерина умышленно избежала этой участи: перед отправкой специально простудилась и слегла, а староста сказал полицаям, что она тяжело заболела – возможно, туберкулёзом или воспалением лёгких.
Но уже через месяц пришла новая разнарядка, и её забрали в другую трудовую команду, местную: лопатами грузить на железнодорожной станции уголь. Там пришлось тяжело, несмотря на всё здоровье, силу, молодость и трудоспособность.
Группа украинских женщин, вывезенных с оккупированной территории СССР на принудительные работы в Германию, прибывает в транзитный лагерь Berlin-Wilhelmshagen. Фото немецкого репортёра. Декабрь 1942 г. Фото в свободном доступе.
Однажды у Кати произошла стычка с конвоиром – полицаем или немцем (по другим данным), который пристал к ней на станции. То ли придрался к её не слишком рьяной работе, то ли просто домогался от скуки. Девушка жёстко его отшила.
Конвоир ничего не сделал ей в рабочее время. Но вечером, когда она шла домой, – натравил на неё овчарок. Пришлось в разорванной одежде забегать в пруд, спасаясь от псов, и ещё долго сидеть там в воде, боясь идти дальше. Так, что полицаев Екатерина ненавидела даже больше самих немцев.
Бой почти под окнами родной хаты
5 февраля 1944 года через село Гули проезжали гитлеровцы, ускользавшие из Корсунь-Шеченковского котла. За ними по пятам гнались красноармейцы. Несколько немецких грузовиков забуксовали на дороге. Солдаты и офицеры с них быстро попрыгали, сняли оружие и заняли оборону.
Началась стрельба. Жители села попрятались по погребам, в том числе и мама Кати Мария Алексеевна с младшими детьми (Катерина была самой старшей). А она задержалась в хате, и вдруг увидела, что советские бойцы в маскхалатах замелькали прямо под её окнами.
Екатерина Скоморощенко (Бобровицкая). Фото в свободном доступе.
Это был пулемётный расчёт младшего сержанта Огурцова из 2-й роты 513-го ОПАБ (отдельного пулемётно-артиллерийского батальона). Они заняли позицию и повели огонь по врагу. Вскоре попали под ответный обстрел – миномётный.
Увидев, что одного бойца ранило, Катя, не обращая внимания на взрывы мин и пулемётные очереди, помогла ему выбраться из-под огня, укрыла в хате. А сама – вернулась помочь пулемётчику. Когда и он был ранен и уже не мог стрелять дальше, Катя сама повела огонь из станкового пулемёта по гитлеровцам.
«Этим она дала возможность соседям слева подвинуться, атаковать врага и выбить его из Гули», – сказано в наградном листе. При этом девушка была ранена в правую руку. А потом бойцы 513-го ОПАБ вернулись за своими ранеными пулемётчиками и вместе с ними отправили в санчасть и Катерину. Там ей оказали уже квалифицированную медицинскую помощь.
???? «Чтобы все видели, что будет за предательство Родины»-как в СССР устраивали самосуд над предателями и полицаями
Фрагмент картины В.Скуридина «Подвиг Кати Бобровицкой». Фото в свободном доступе.
Как сложилась судьба Кати Бобровицкой после войны?
После замужества Катя Бобровицкая стала Екатериной Трофимовной Скоморощенко, родила двух дочерей – Олю и Лену. Жила в Киеве, работала на заводе реле и автоматики «Кинап».
Перед 8 марта 1958 г. на предприятие неожиданно приехал с необычным подарком командующий войсками Киевского военного округа, знаменитый маршал Василий Иванович Чуйков.
Он вручил Скоморощенко орден Отечественной войны II степени и медаль «За победу над Германией». Это событие вызвало фурор: Катя была женщина скромная и о своём подвиге никому особо не рассказывала. Да и прошло уже больше четырнадцати лет со времени того боя. Но после визита Чуйкова про неё написали очерк в газете, а художник Валерий Скуридин написал картину «Подвиг Кати Бобровицкой».
Свежие комментарии