О том, что довелось пережить Надежде Богдановой во время Великой Отечественной войны, стало известно лишь в начале 1960-х годов. Именно тогда бывший партизан Феропонт Снесаренко в одной из радиопередач упомянул школьницу Надю Богданову. По словам Слесаренко, девочка спасла ему жизнь, да и сама как минимум дважды была приговорена гитлеровцами к смерти.
Побег на фронт
Надежда Александровна Богданова появилась на свет в декабре 1931 года. О том, кем были родители юной партизанки, источники умалчивают: до войны девочка росла и воспитывалась в детском доме белорусского города Могилева. После нападения на Советский Союз гитлеровской Германии, детский дом был эвакуирован в Киргизскую ССР. Однако, как утверждает Александр Бондаренко, автор издания «Юные герои Отечества», до пункта назначения 9-летняя Надя так и не доехала: она вместе с несколькими товарищами украдкой сошла с поезда в Витебске.
Дети мечтали отправиться на фронт, но судьба свела их с белорусскими партизанами. Так Богданова оказалась в партизанском отряде, входившем в состав 2-й Белорусской партизанской бригады. Руководил отрядом Иван Дьячков, которого маленькие сослуживцы называли просто «дядей Ваней». Немцы и подумать не могли о том, что Надя, которая, притворяясь обычной попрошайкой, изо дня в день слонялась по оккупированному Витебску, запоминала расположение вражеских войск и передавала эту информацию партизанам.
Дважды приговоренная
В начале ноября 1941 года Надя Богданова и ее друг Ваня Звонцов получили новое задание. К очередной годовщине революции они должны были установить в Витебске три красных знамени. Операция прошла гладко: алые знамена в назначенный срок появились на железнодорожном вокзале, на зданиях ремесленного училища и местной фабрики. Однако на обратном пути детей схватили гитлеровцы. Звонцова расстреляли, а Надя от страха потеряла сознание и сама упала в выкопанную могилу. Очнувшись, девочка выбралась из-под груды тел и вернулась в партизанский отряд.
Этот случай стал первым в биографии Надежды Богдановой, когда она чудом избежала гибели. Как пишет Андрей Григорьев в своей книге «Дети-Герои Великой Победы», зимой 1943 года юная партизанка вновь оказалась в руках немцев. Тогда Надя участвовала в подрыве моста. Схватившие девочку оккупанты обнаружили в ее рюкзаке остатки взрывчатки. Богданову пытали несколько часов, после чего выбросили на улицу. Гитлеровцы были уверены в том, что щуплая диверсантка не выживет. Но Надя снова выжила.
После войны
Правда, вследствие истязаний Надежда Богданова практически ослепла. Прекрасно понимая, что в таком состоянии она будет лишь обузой в партизанском отряде «дяди Вани», Надя осталась в деревне. Как указано в издании «Гордость Советской Белоруссии» из серии «Славные имена Белой Руси», после победы Богданова обосновалась в Витебске, устроилась на завод и даже перенесла операцию по восстановлению зрения. Возможность видеть Надежде Александровне вернул в 1948 году знаменитый академик Филатов. Несмотря на пережитые Богдановой страдания, долгое время она не распространялась о своем партизанском прошлом: просто не считала, что ее детство заслуживает какого-то особенного внимания.
Однако в начале 1960-х годов Надежда Богданова (в замужестве Кравцова) вместе со своими коллегами слушала радиопередачу, в которой выступал бывший партизан Ферапонт Снесаренко (по другим данным Слесаренко). Во время беседы Снесаренко упомянул и Надю Богданову, которая спасла ему жизнь. В этот момент Кравцова воскликнула: «Так ведь это ж я!». Так благодаря радиоприемнику о подвигах Надежды Александровны стало известно широкой общественности. Позже ее имя появилось в книге почета Белорусской республиканской пионерской организации имени Ленина.
Свежие комментарии