Ни для кого не секрет: во время Великой Отечественной войны воевали, и мужчины (само собой разумеется), и дети, и старики, и женщины. У войны не женское лицо? Если бы…Спросите у русских. Они также, наравне со всеми, ходили в атаку, срывали голос на рации, под пулями вытаскивали с поля боя раненых, сидели за рычагами танков, уходили в разведку и не всегда возвращались…Сухая статистика утверждает: фронт прошли около 1 млн.
женщин. И никому никаких скидок не делали, как этого бы не хотели – такое было суровое, беспощадное время. В этой когорте боевых подруг отчаянно боролась с врагом единственная женщина-пилот истребителя, удостоенная высокого звания Героя Советского Союза – Лидия Литвяк.В 30-е годы, в СССР, как и во всем мире, девушки тоже «болели» небом. Они мужественно осваивали романтическую профессию летчика. Не отставая от мужчин ставили мировые рекорды по скорости, дальности, высоты полетов. Лидия родилась в Москве 18 августа 1921 г.Потом в Союзе эта дата станет Днем Авиации. Конечно же, совпадение. Но это ее очень радовало.
Когда ей было всего 15 лет отправилась в свой первый полет. Закончила Херсонскую авиашколу летчиков-инструкторов. В мае 1941 г. признана одной из лучших летчиц-инструкторов Подмосковья. Направлена в Калининский аэроклуб, где 19-летняя Лидия подготовила 45 парней-курсантов.
Началась Великая Отечественная война и Калининский аэроклуб решили отправить в тыл. Лидия категорически отказывалась направляться туда и постоянно писала рапорты с просьбой отправить на фронт. Но ее не отпускали. В это же время Герой Советского Союза летчица Марина Раскова, побывав на приеме у Сталина, получила разрешение на организацию 3 женских авиаполков. Лиде очень хотелось в истребительную авиацию. Не хватало ста часов полета – пошла на риск и приписала себе их в полетную книжку. Также нужно было пройти своеобразные экзамены на полетный почерк, умение виртуозно маневрировать, умело управлять скоростью. Она все сдала на «отлично» на аэродроме под Саратовым и была принята в состав 585-го истребительного женского авиационного полка. С дамами проводилась дополнительная подготовка. Такая, например, как посадка самолета в темное время суток. Тогда не было специальных приборов, помогающих пилотам ориентироваться в ночи. Когда до взлетно-посадочной полосы (ВПП) оставалось 50 м. наземный персонал зажигал яркие факелы. У Лидии был зоркий глаз, и она всегда удачно вписывалась в ВПП.
В конце февраля 1942 г. у женских экипажей начались летные будни – боевое патрулирование стратегических объектов вдоль Волги, в районе Саратова и др. Но девчата отчаянно рвались на фронт и даже написали письмо И.Сталину. В сентябре 1942г. первую девичью эскадрилью отправили воевать под Сталинград. Положение там было очень сложное. Фашисты господствовали в воздухе. Город был весь в огнях-пожарищах и почти полностью разрушен. 13 сентября 1942 г. первый неравный воздушный бой Лидии. 4 советских самолета против 8 фашистских. Она мастерски маневрировала, вплотную приблизилась к «Юнкерсу» со стороны хвоста (мертвая зона) и расстреляла его плотным огнем. Лидия замечает, что ее напарницу Раю Беляеву атакует один из «мессершиттов». Литвяк понимает, что у Раи закончились боеприпасы. Она атакует «мессер» отвлекая его от Беляевой. С большим трудом ей это удается и еще везет – немец подставляется, и Лида моментально нажимает гашетку, прошив фюзеляж немца свинцом. Летчик был взят в плен. Им оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста. Февраль для Лидии – всегда победоносный. На календаре 1943г. В небе Сталинграда схлестнулись 4 советских истребителя и 25 (!!!) вражеских. Литвяк настойчиво, на грани фола, атакует фашистские самолеты – один, потом другой вспыхивают и отправляются в последний путь на встречу с землей. Всего девичьи экипажи уничтожили 6 самолетов, остальные ретировались. Среди наших потерь не было. После этого боя Л.Литвяк получила свою первую боевую награду – орден Красной Звезды.
Как-то в одном из воздушных боев Лидию сбивают. На парашюте приземляется на позиции гитлеровцев. Солдаты окружают летчицу, пытаясь взять ее в плен. Но тут приходит на помощь летчик-штурмовик. Поливая немцев шквальным пулеметным огнем, он садится и берет Лидию на борт. Конец мая 1943 г. Очередное воздушное сражение. Л. Литвяк замечает, что наши никак не могут сбить аэростат корректирующий артогонь. Того крепко защищала «стена» зенитного огня. И она приняла единственно правильное решение в этой ситуации – глубоко вклинилась в тыл немцев и выйдя на линию огня против солнца расстреляла аэростат. Ее гимнастерку позже украсил еще один орден Красной Звезды.
За 1 год войны Лидия совершила 268 боевых вылетов. Уничтожила 15 самолетов врага. Она признана самой результативной женщиной-пилотом истребителя. Лидия Литвяк погибла 1 августа 1943 года. Было ей 21 год отроду. Командование подготовило все документы для представления Л.Литвяк к званию Героя Советского Союза. Но место ее гибели и останки самолета не были обнаружены. Предполагали, что она попала в плен. Могли считать – пропала без вести. В таких случаях представление к награде откладывалось до лучших времен.
Наступили мирные дни. Герои-девчата самоотверженно искали свою боевую подругу. И нашли совершенно случайно в братском захоронении в деревне Дмитровка, что на Донбассе. Погибшую летчицу нашли местные ребята у хутора Кожевня и захоронили как «неизвестную летчицу». Ее имя было установлено поисковиками школы №1 г. Красный Луч. В мае 1990 г. подписал Указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно.
Свежие комментарии