Современные дети, вероятно, даже слова такого не знают — политинформация. И уж вряд ли им известно, что в советские годы каждый школьник должен был нести некую «общественную нагрузку».

Надо сказать, что большинство из общественных должностей были чистой воды синекурой вроде «Зеленого патруля», который должен был следить за состоянием чахлых горшечных растений в классах. Политинформация к их числу не относилась. Она, конечно, не принадлежала к ключевым постам вроде старосты, но предполагала наличие ответственности, широкого кругозора и политической грамотности. Вероятно, ваш покорный слуга владел этими качествами.
Впервые политинформатором меня выбрали (или назначили, что тогда означало одно и то же) по двум причинам. Во-впервых, с младых ногтей я читал взрослые газеты («Труд» и «Футбол — Хоккей», а отнюдь не то, что подразумевается под «взрослыми изданиями» сейчас) и регулярно смотрел передачу «Сегодня в мире». Фарид Сейфуль-Мулюков был для меня таким же знакомым персонажем, как тетя Валя из «В гостях у сказки». А во-вторых, я мог долго и обстоятельно говорить на публику, что для политинформатора было жизненно необходимо.

Мои обязанности состояли в следующем. Раз в неделю перед каким-то из уроков мне надо было сделать небольшой доклад о политической обстановке в мире.
Рьяный официоз в духе «исторические итоги очередного пленума КПСС» был не обязателен, достаточно было ограничиться беглым обзором внешнеполитической ситуации. Обычно я, не мудрствуя лукаво, пересказывал содержание какой-нибудь статьи или просмотренного накануне сюжета из «Международной панорамы», и старательно растягивал свой рассказ, чтобы откусить побольше минут от академического часа урока.
Помимо этого необходимо было каждый раз готовить «со-докладчиков». То есть, кроме самого политинформатора должен был по очереди выступать кто-то из одноклассников, причем политинформатор был ответственным за их доклады. На практике это выглядело так. Я приносил какую-нибудь газетную вырезку и отдавал ее тому, чья очередь выпадала, со словами «прочти вот это».

Со-докладчик бубнил, читая впервые виденный текст, но это никого не интересовало. Политинформацию решительно никто не слушал, а формально все проходило по регламенту. Самое главное в советской школе — проформа соблюдена.
Иногда приходили некие проверяющие лица. Им показывали меня, зачитывающего очередной доклад. Они сидели с внимательно-сосредоточенным видом, но, похоже, также не слушали. А однажды меня даже направили во Дворец пионеров на нечто вроде курсов повышения квалификации для политинформаторов. Что там рассказывали — совершенно не помню. Теперь был мой черед не слушать.
В общем, это была натуральная показуха в духе практически всех официозно-школьных мероприятий тех лет. То есть в самой по себе идее о том, что школьникам необходимо хоть слегка разбираться в мировой политике, ничего плохого нет. Но когда все делается исключительно ради галочки, а внешняя, практически обрядовая, форма полностью подавляет содержание, любое благое начинание превращается в бессмыслицу.

Таким образом, пробыл я бессменным политинформатором класса вплоть до отмены политинформации в школе. Подозреваю, что некоего официального распоряжения об упразднении политинформации не было. Скорее всего, с учителей просто перестали за это спрашивать, а они скинули с плеч лишнюю заботу.
Я был переведен на новую, и последнюю на школьной службе, должность — редактор стенгазеты. Смешно, но эти школьные чины проявились впоследствии — по образованию я политолог, и несколько лет работал в газете.
По понедельникам нам в школу нужно было приходить на 30 минут раньше. Урок политинформации, за который оценки не ставились, но пропустить его ни в коем случае нельзя! Иначе тебя будут «разбирать» на классном часе, совете отряда, а то и к директору школы могли вызвать для беседы.

Освещались на этом уроке политические новости мира, страны, взятые из программы «Время», но в основном из газеты «Пионерская правда». Подписчиком этой газеты обязан быть каждый школьник, достигший пионерского возраста. Даже если в пионеры еще не приняли — газету выписать должен! Подписка оформлялась через школу, держали на контроле этот вопрос.

Больше всего мне запомнились уроки политинформации в 1986 году. Тогда печатались в «Пионерской правде» репортажи о поездке в США нашего посла Мира Кати Лычевой. Об этой теме хотел рассказывать каждый ученик в нашем классе, настолько она была интересна нам, 10-ти летним детям. Помню, мне удалось дважды об этой теме рассказать, так одноклассницы даже обиделись на меня.
Еще вспомнился курьезный случай, когда году так в 87, одна девочка серьезно-серьезно начала обзор новостей со слов: «Скончался видный политический деятель, генеральный секретарь СССР Черненко». Весь класс хохотал, а учительница с испугом в глазах просила нас: «Тише, нельзя смеяться».

Детство мое кончилось в 1988 году, потому как вздумалось мне написать жалобу на свою школу в «Пионерскую правду». Было мне 12 лет, с мамой я решила не советоваться, а несправедливость и нарушение закона со стороны школы меня возмутили.
А еще мне хотелось, чтобы мое письмо напечатали в газете. И я бы хвасталась подружкам, показывая заметку. Но каково же было мое разочарование, когда мне из газеты пришел ответ. Во-первых, на конверте моя фамилия была напечатана с ошибкой. Если бы так и в газете написали, кто из подруг поверил бы, что это я? Во-вторых, копия письма была направлена в Министерство народного образования Украины и в мою школу… И началось.

Смысл моей жалобы заключался в том, что у нас в школе собирали деньги на ремонт класса — сейчас-то этим никого не удивишь. А в СССР такое делать было нельзя, образование действительно было бесплатным. Но некоторые школы пренебрегали этим правилом, в том числе и моя.
Письмо я маме не показала, вдруг она и не узнает ничего. Вызвали маму в школу, сначала для приватной беседы, где ей втолковывали, что она неправильно воспитывает дочь. Потом меня пригласили и пытались втолковать, что я не по-пионерски поступила, некрасиво жалобы писать на свою родную школу.

А я поражалась их двуличности, хлопала ресницами и повторяла: «Ну это же правда, я же ничего не придумала»! Меня даже грозились исключить из пионеров, так как я недостойна, с их точки зрения, носить галстук. Пришлось припугнуть их новым письмом в «Пионерскую правду». Подействовало, меня больше не трогали, и деньги перестали собирать. Это был мой первый серьезный, хоть и не совсем обдуманный поступок.
Письмо до сих пор храню. Иногда натыкаюсь на него в альбоме, улыбаюсь вспоминая. Ностальгия по советскому детству…
Всенародная политинформация:



























Свежие комментарии