На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    "Почему Сталин хотел, чтобы в СССР забыли Великую Отечественную" - ТУПОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ РУСОФОБА !!!   Это раз ! !      ...Почему Сталин хот...
  • dastin681 Рытов
    верно....Почему Сталин хот...
  • Анна Эржибова
    Некоторые вспоминают с ужасом,столько кхм лют на СССР5 блюд из советск...

"Морской дьявол" Советского Союза

Немцы не зря называли катерника Александра Шабалина «морским дьяволом». 

Вчерашний рыбак без специального военного образования превратил легкие торпедные катера в ударную силу Северного флота. 

Его подопечные уничтожили немецкую подлодку, сбили самолет и спасли от гибели в ледяной воде 10 советских летчиков.

За какие другие подвиги Александр Осипович единственным среди катерников получил две звезды Героя Советского Союза?

Торпедному катеру — большое плавание

Александр Шабалин ковал славу Северного флота недалеко от родных мест. Александр Осипович родился в 1914 году в Архангельской губернии. С детства крестьянский сын полюбил рыбалку и походы в море. Особенно повлияли на юношу рассказы дяди-моряка о путешествиях по северным водам. Так Саша загорелся желанием попасть на флот. 

Едва окончив деревенскую школу, юноша отправился к дяде в Мурманск. Там 16-летний матрос рыболовецкого траулера быстро заслужил уважение бывалых моряков. Шабалин энергично выполнял всю работу на палубе и держался уверенно в любой шторм, словно прожил всю жизнь в море.


На момент призыва в армию в 1936 году, Шабалин уже 6 лет оттрубил на рыболовецких суднах. Александр Осипович мечтал когда-нибудь стать у руля большого военного корабля. Мечты рассыпались после окончания электромеханической школы в 1938-м. Командование определило Шабалина на торпедные катера. 

Поначалу Александр Осипович был не в восторге, но быстро прикипел к юрким катерам. Тем более что на Северном флоте Шабалин служил в знакомой акватории. В советско-финской войне катера решали в основном транспортные задачи. Настоящий боевой опыт молодому офицеру Красного Флота пришлось получать только в 1941 году.

С деревянной броней против немцев

Оборона советского Заполярья — один из главных героических эпизодов Великой Отечественной войны. Командующему Северным флотом адмиралу Головко пришлось доставать все резервы на защиту рубежей Родины. В бой шли рыбацкие баркасы и даже вчерашние заключенные лагерей.
Немцы если не превосходили советские войска численно, то точно были основательно подготовлены к боям на Кольском полуострове. В Заполярье вермахт направил элитные подразделения горных егерей. Эти матерые вояки в 1940 году прошли горную подготовку в Альпах и за считанные дни расправились с Норвегией.


Торпедным катерам приходилось сражаться в неравном бою с немецким флотом. Например, корпуса катеров «Д-3» были сделаны буквально из обычного дерева и гвоздей. Они сильно уступали в огневой мощи немецким сторожевым катерам, на борту которых имелись 37-миллиметровые пушки. 

В таких условиях каждый боевой поход командира торпедного катера ТКА-12 Александра Шабалина мог стать последним. Командир долго не мог заявить о себе. То катера долго стояли на ремонте в Кронштадте, то авиаразведка не могла добыть информацию о немецких кораблях. После долгих месяцев ожидания осенью 1941 года к Шабалину пришел оглушительный успех.

Пустил на дно элиту вермахта

2 октября 1941 года в северных водах катер Александра Шабалина приметил немецкий конвой. Ночная атака на транспортник с десятком сторожевых кораблей была огромным риском. Но Шабалин решился. Подплыв к судну на сотни метров, катер выпустил торпеды и тут же укрылся в дымовой завесе — есть попадание. 

Холодной северной ночью было отчетливо видно зарево подбитого транспортника. По информации ИА «Двина-Информ», на борту уничтоженного Шабалиным корабля находилось около 2000 немецких егерей. Скоро героя нашла первая награда — орден Ленина.


В ночь с 5 на 6 октября у побережья норвежского Варангер-фьорда Шабалин с товарищами совершили очередную дерзкую атаку. Немецкий конвой из двух транспортников и кораблей охранения ждали атаку с моря. Шабалин же пошел на хитрость. Его катер, окрашенный под цвет скал, караулил врага у берега. 

Мчавшийся на полной скорости катер стал полной неожиданностью для немцев. Александр Осипович успел пустить торпеды и затем скрыться в дымовой завесе. В тот день был уничтожен транспортник «Бьёрнунген». Младший лейтенант Шабалин оставил немецких егерей без теплого зимнего обмундирования, которое пошло на дно вместе с судном.

«Охотник без промаха»

О невероятных подвигах катерника вскоре доложили наверх. Командующий Севморфлотом Арсений Головко называл Шабалина «охотником без промаха». В 1942 году Александр Осипович был назначен командующим звеном торпедных катеров. Под его руководством катера стали грозой не только для немецких конвоев.
Фирменным приемом Александра Шабалина была маскировка у вражеского берега. Закамуфлированные катера с выключенными двигателями и винтами было практически невозможно заметить. Это позволяло не только атаковать немецкие суда, но и высаживать десант и подбирать бойцов.


За годы Великой Отечественной его катерники спасли более 10 летчиков (в их числе был будущий Герой Советского Союза Георгий Павлов). За два с половиной года войны началу 1944 года моряки Шабалина уничтожили 4 транспортника, пару сторожевых кораблей, уничтожили подлодку и даже сбили 1 самолет.
За такую беспрецедентную результативность командующий дивизионом торпедных катеров Александр Шабалин в феврале 1944 года был удостоен звания Героя Советского Союза.

Десант в «коридоре смерти»

Капитан-лейтенанту Шабалину всё чаще доверяли сложные и опасные операции. Именно таким был десант в бухте Лиинахамари в ночь с 12 на 13 октября 1944 года. Этот порт представлял собой практически непреступный бастион на Баренцевом море. Узкая бухта с множеством батарей, пулеметных гнезд и торпедных аппаратов была настоящим «коридором смерти».
За пару дней до начала операции Шабалин высадил десант на мысе Крестовый. Когда десантники обошли порт с суши и нейтрализовали батареи, командующий дал приказ к началу штурма. В порту Лиинахамари катера буквально ускользали от лучей прожектора под отвесными скалами.


На малой скорости катера с десантом проскочили прямо под скалами — немецкие орудия просто не смогли достать их. Прямо по «коридору смерти» Шабалин провез более 500 бойцов. На рассвете 13 октября в бухте Лиинахамари оказалось еще около 2 тысяч десантников.
Небывалая по смелости десантная операция на крайнем севере позволила к исходу дня взять непреступный порт врага. А вскоре и развить успех, 25 октября 1944 года освободив норвежский город Киркенес. За разгром гитлеровцев в Заполярье 5 ноября Александру Осиповичу было присвоено второе звание Героя Советского Союза.

Шабалин учился на атаках Шабалина

Всего за годы Великой Отечественной Александр Шабалин участвовал в потоплении 7 транспортов противника. Маленькие торпедные катера пустили на дно ни одну тонну ценного немецкого снаряжения и никелевой руды. А сам Александр Осипович стал единственным катерником, дважды удостоенным звания Героя Советского Союза.
После войны легенда флота вернулся к вопросу военного образования. В 1951 году Шабалин окончил Каспийское высшее военно-морское училище. Учился Александр Осипович буквально на своем опыте. Его уникальные торпедные атаки уже тогда попали в учебники по военно-морскому делу.


В качестве замначальника Высшего военно-морского училища Александр Осипович не раз выступал перед молодыми офицерами. Скромный адмирал редко говорил о себе, но всегда вспоминал свой экипаж, своих моряков, героически защищавших советское Заполярье. 

Александра Осиповича не стало в 1982 году. Последние годы на службе Александр Шабалин посвятил преподавательской работе. Но, пожалуй, главным его воспитанником стал сын Геннадий. Шабалин-младший достойно продолжил морскую династию и дослужился до звания контр-адмирала.

Источник

Картина дня

наверх