Сельские авторитеты.
В сельской местности, как в любом человеческом обществе, очень развиты законы авторитетности. Авторитетность человека и их количество вплотную связаны с прогрессом бытия. Примеров больше, чем достаточно- я помню в Крем-Константиновке Кабардино-Балкарии в начале 60-годов был пик строительства.
Основным строительным материалом была глина, замешанная с соломой в гальмазе – так называлась земляная яма диаметром не менее 10 метров. «Гальмазники» - специалисты, которые досконально знали глины, объем ее для указанного количества самана, разбирались в соломе, четко знали объем воды и время для растворения глины, их указания беспрекословно выполняли мешальшики – пацаны верхом на лошадях, у которых особым способом завязаны хвосты, часами ходят по кругу, вымешивая до однородности глину с соломой.Гальмазники еще командовали всем женским составом саманщиц, которые с определенным усилием забивали смесь в формы, притом так, что высохшие они не разбивались даже с падения 5-10 метров высоты.
Следующими специалистами по значимости в то время селе значились каменщики, умение которых было в краткие сроки могли воздвигнуть стены, неважно из чего – кирпича, самана, обрезанного туфа, необделанного камня, даже из обкатанного горными реками булыжника.
В когорте уважаемых людей числились плотники, которые венчали строительство потолком, крышей, наличниками, весьма уважаемые люди на селе были столяры, которые настилали полы, вставляли окна и двери, писали топором ставни, ажурные украшения дома.
Много легенд ходило вокруг печников, которые могли соорудить не только русскую печь, но и сделать обыкновенную плиту. У них печки дымили, коптили, но если вовремя поднесут стакан печнику, то эти произведения искусства мигом превращались в чудо – горели жарко, не коптили, не дымили, согревали тело и душу, ибо убиралось перо, заранее опушенное на нитке в дымоход.
По мере обустройства жилья, сельские семьи обзаводились скотиной и в числе авторитетных людей у них числились ветеринарные работники, техники искусственного осеменения, специалисты-инкубаторщики, даже забойщики скота..
Дети росли, их отправляли в школу, где авторитетами были учителя, а верхом этой иерархии были классные руководители, тем не менее родители для подкрепления авторитетности вешали на крюк в классе казачью нагайку для нерадивых.
Но среди массы всех этих авторитетов были такие люди, авторитетность которых не зависела от бытовых передряг, строительных и печных ужасов, вечной тревоги за детей и скотины – это были пчеловоды и агрономы. Их уважали независимо от специализации – будь он полевод, садовод, огородник. Любая семейная ячейка начинала обустраивать домострой со строительства туалета, закладки сада, обихаживания огорода. А это наука, требующая не только знаний, но и практических свидетельств, подтверждающих это знание.
Как я скучаю по этому быту села, где каждый был на виду, обладал тем или иным умением для работы именно для своих сельчан. Да и сельчане знали толк в людях, те же пахари, неважно лошадьми или трактором пашут, пользовались разными уровнями авторитета – вот эти хорошо пашут, а те – скородят землю; тот хорошо выпасает коров, этот - лодырь...
Село обзаводилось электричеством – стали нужны были электрики, население начало покупать машины – нужда появилась в грамотных и надежных автослесарях, газификация потребовала на селе классного мастера по обслуживанию плит, колонок и т.д.
Сейчас, приезжая по тем или иным делам в села, всегда интересуюсь такими авторитетами на селе. С каждым годом их число уменьшается, связь людей рушится.
Во многом винят прогресс. Я его не виню…
Русь, в отличие от всех стран мира, всегда жила родством – сваты, свояки, кумовья и т.д. Именно эти связи нарушают…мой дом – моя крепость. В моем детстве дома не замыкались…
Помню, еще учась в школе, я возил по пунктам горного животноводства фильмы и частенько попадал в аулы, где в какой-то семье отмечалось то или иное празднество. Приходили ко мне старики и просили показать кино в том подворье, где шел этот праздник. «Ноу проблем» - натянул простынь и крути кино… Как правило, стягивался весь аул, такой наплыв гостей не смущал праздник – веселья, явств и напитков на всех хватало. Хватало почестей и мне, как киномеханику – рог вина более литра емкостью, денежный сбор кинопоказа для отчета в бухгалтерии, бакшиш на дорогу. Авторитет…
Многим, жившим в сельской местности в шетстидесятые- семидесятые годы, помнятся фильмы, на которые стягивались все живущие в станицах, селах, хутора, аулах. Я помню «Заставу в грорах», «Чапаев», «Лавину с гор», все индийские фильмы. «Печки-лавочки» воспринимали как родную жизнь, такое же восприятие было от «Кубанских казаков».
И поэтому эти фильмы сейчас нахожу в инете и смотрю с большой долей ностальгического сравнения с нынешней действительностью.
Многие моменты сельской жизни правдивы... жизнь заставляла тогда не иметь излишков тела да целлюлитов — попробуй-ка побегай с утра до вечера по делам повседневным, некогда будет центнеры набирать и прятать целлюлит.
А вот персонажи выписаны с натуры… Старенький дедок, коротающий век на печи, сельские авторитеты, дающие советы на все случаи жизни, неизбежное песнопение народных песен советских композиторов после получаса совместных посиделок — все знакомо.
Свежие комментарии