На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Daddy Bo
    Он оставил? Попугайчики вы, повторяющие чужие фантазии. Да в этом банке Леонов явно был на положении "унтера с кавале...Алексей Леонов: з...
  • Малик Гумеров
    "Почему Сталин хотел, чтобы в СССР забыли Великую Отечественную" - ТУПОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ РУСОФОБА !!!   Это раз ! !      ...Почему Сталин хот...
  • dastin681 Рытов
    верно....Почему Сталин хот...

Сельские авторитеты

 

                                                      Сельские авторитеты.

 

         В сельской местности, как в любом человеческом обществе, очень развиты законы авторитетности. Авторитетность человека и их количество  вплотную связаны с прогрессом бытия. Примеров больше, чем достаточно- я помню в  Крем-Константиновке  Кабардино-Балкарии   в начале 60-годов был пик строительства.

Основным строительным материалом была глина, замешанная с соломой в гальмазе – так называлась земляная яма диаметром не менее 10 метров. «Гальмазники» - специалисты, которые досконально знали глины, объем ее для указанного количества самана,  разбирались в соломе, четко знали объем воды и время  для растворения глины, их указания беспрекословно выполняли мешальшики – пацаны верхом на лошадях, у которых особым способом завязаны хвосты, часами ходят по кругу, вымешивая до однородности глину с соломой.

            Гальмазники  еще командовали всем женским составом саманщиц, которые с определенным усилием забивали смесь в формы, притом так, что высохшие они не разбивались даже с падения 5-10 метров высоты.  

              Следующими специалистами по значимости в то время  селе значились каменщики, умение которых было в краткие сроки могли воздвигнуть стены, неважно из чего – кирпича, самана, обрезанного туфа, необделанного камня, даже из обкатанного горными реками булыжника.

               В когорте уважаемых людей числились плотники, которые венчали строительство потолком, крышей, наличниками, весьма уважаемые  люди на селе были столяры, которые настилали полы, вставляли окна и двери, писали топором ставни, ажурные украшения дома.

               Много легенд ходило вокруг печников, которые могли соорудить не только русскую печь, но и сделать обыкновенную плиту. У них печки дымили, коптили, но если вовремя поднесут стакан печнику, то эти произведения искусства мигом превращались в чудо – горели жарко, не коптили, не дымили, согревали тело и душу, ибо убиралось перо, заранее опушенное на нитке в дымоход.

               По мере обустройства жилья, сельские семьи обзаводились скотиной и в числе авторитетных людей у них числились  ветеринарные работники, техники искусственного осеменения, специалисты-инкубаторщики, даже забойщики скота..

               Дети росли, их отправляли в школу, где авторитетами были учителя, а верхом этой иерархии были классные руководители, тем не менее родители для подкрепления авторитетности вешали на крюк в классе казачью нагайку для нерадивых.

               Но среди массы всех этих авторитетов были такие люди, авторитетность которых не зависела от бытовых передряг, строительных и печных ужасов, вечной тревоги за детей и скотины – это были пчеловоды и агрономы. Их уважали независимо от специализации – будь он полевод, садовод, огородник. Любая семейная ячейка начинала обустраивать  домострой  со строительства туалета, закладки сада, обихаживания огорода.    А это наука, требующая не только знаний, но и практических свидетельств, подтверждающих это знание.

                Как я скучаю по этому быту села, где каждый был на виду, обладал тем или иным умением для работы именно для своих сельчан. Да и сельчане знали толк в людях, те же пахари, неважно лошадьми или трактором  пашут, пользовались разными уровнями авторитета – вот эти хорошо пашут, а те – скородят землю; тот хорошо выпасает коров, этот - лодырь...

                 Село обзаводилось электричеством – стали нужны были электрики, население начало покупать машины – нужда появилась в грамотных и надежных автослесарях, газификация потребовала на селе классного мастера по  обслуживанию плит, колонок и т.д.

                 Сейчас, приезжая по тем или иным делам в села, всегда интересуюсь такими авторитетами на селе. С каждым годом их число уменьшается, связь людей рушится.

                  Во многом винят прогресс. Я его не виню…

                  Русь, в отличие от всех стран мира,  всегда жила родством – сваты, свояки, кумовья и т.д. Именно эти связи  нарушают…мой дом – моя крепость. В моем детстве дома не замыкались…

                  Помню, еще учась в школе, я возил по пунктам горного животноводства фильмы и частенько попадал в аулы, где в какой-то семье отмечалось то или иное празднество. Приходили ко мне старики и просили показать кино в том подворье, где шел этот праздник. «Ноу проблем» - натянул простынь и крути кино…  Как правило, стягивался весь аул, такой наплыв гостей не смущал праздник – веселья, явств и напитков на всех хватало. Хватало почестей и мне, как киномеханику – рог вина более литра емкостью, денежный сбор  кинопоказа для отчета в бухгалтерии, бакшиш на дорогу. Авторитет…

              Многим, жившим в сельской местности в шетстидесятые- семидесятые годы, помнятся фильмы, на которые стягивались все живущие в станицах, селах, хутора, аулах. Я помню «Заставу в грорах», «Чапаев», «Лавину с гор», все индийские фильмы.   «Печки-лавочки» воспринимали как родную жизнь, такое же восприятие было от «Кубанских казаков».
        И поэтому эти фильмы сейчас нахожу в инете и  смотрю с большой долей ностальгического сравнения с нынешней действительностью.

             Многие моменты сельской жизни  правдивы...   жизнь заставляла тогда не иметь излишков тела да целлюлитов — попробуй-ка побегай с утра до вечера по делам повседневным, некогда будет центнеры набирать и прятать целлюлит.

              А вот персонажи выписаны с натуры… Старенький дедок, коротающий век на печи, сельские авторитеты, дающие советы на все случаи жизни, неизбежное песнопение народных песен советских композиторов после получаса совместных посиделок — все знакомо.
     

 

наверх