Кинолента «Щит и меч», выпущенная в 1968 году, стала первым фильмом Советского Союза, где идейные враги показаны без карикатурного преувеличения их глупости, жадности, спеси и цинизма. Киноартисты сыграли на высоком уровне, фабула отличалась остротой, главные герои были героями в прямом смысле этого слова.
Недруги вызывают уважение как достойные, сильные и неглупые противники. Саундтрек «С чего начинается Родина» кажется уместным, в меру простым и лишенным пафоса, скорее всего, из-за замечательного исполнения Марка Бернеса.По сюжету военный из разведотдела Александр Белов уехал в Германию с этническими немцами и жил там под псевдонимом Иоганн Вайс. Некий военный чин взял его работать шофером, там он смог заручиться доверием немецких офицеров и пошел дальше – в разведшколе выучился на шпиона. В 1944 году Белов, он же Иоганн Вайс, уже числился обер-лейтенантом СС и прямо из Берлина добывал ценную информацию для советской разведки.
Именно об этом повествует роман писателя Вадима Кожевникова. По нему и был снят мини-сериал из 4-х серий.
Этот шпионский роман имел большой успех. Права на экранизацию по горячим следам получил «Мосфильм». Режиссером стал Владимир Басов. Он перед съемками решил обязательно пообщаться с реальными работниками советской разведки. После этого события он сформировал для себя образ Иоганна Вайса. И решил сделать его собранным из черт нескольких героев советской разведки: Рудольф Абель, Рихард Зорге, Николай Кузнецов, Иван Кудря.
Изучив характеры разведчиков при личной встрече, Владимир Басов смог обосновать в «Мосфильме» выбор актера на главного героя – Станислава Любшина, с его интеллигентностью, умом, владением психологическими приемами.
Те, кто делал эту картину, должны были постараться показать личность разведчика как бы с двух сторон – воссоздать характер немца Иоганна Вайса и при этом приоткрыть завесу над истинной личностью русского шпиона – Александра Белова. Это вполне получилось.
Немец Иоганн Вайс был приветлив, умен, приятен в общении, весел. Но во время проявления всех его чувств и любого настроения его глаза оставались безучастны к тому, что происходило вокруг. А вот когда происходит встреча разведчика с матерью, тут он опять – Александр Белов, глаза его снова оживают и начинают лучиться улыбкой.
Демидова, Мартынюк, Смирнитский – эти киноартисты стали известны в Советском Союзе именно после съемок в фильме «Щит и меч». Также уникальная находка создателей фильма – Олег Янковский, великолепно сыгравший Генриха Шварцкопфа, друга главного героя. На эту роль не могли найти кандидата даже тогда, когда со всеми другими исполнителями уже определились.
Владимир Басов и его жена, актриса Валентина Титова, уже встречали однажды юношу во Львове, куда Саратовский драмтеатр приезжал с гастролями. Валентина увидела Олега в ресторане и подсказала мужу, что именно такой типаж необходим для создания образа Генриха Шварцкопфа. Но ее супруг-режиссер подумал, что этот парень не актер, а ученый. Потом очень удивился, когда оказалось, что Янковский именно актер. Оператор фильма «Щит и меч» Тимофей Лебешев сразу понял и рассказал об этом окружающим, что Олег Янковский станет очень знаменитым актером.
Строя рисунок роли Шварцкопфа, Олег впервые тренировал навык принятия ответственных и трудных решений, совершения поступков, в которых была видна сила воли. Его Генрих выглядел новичком (как и сам актер Янковский, в первый раз снимавшийся в кино) среди бывалых и ожесточившихся гестаповцев.
Его душевные метания видны невооруженным глазом.
Уже в этом первом для него фильме Янковский сыграл героя, к которому у зрителя отношение двоякое, противоречивое. Далее он на этом будет специализироваться.
Самая сильная сцена у Янковского в этом фильме, когда в кафетерии Иоганн Вайс спрашивает его о том, чем закончилась операция вывоза детей из лагеря. Генрих, который должен будет это проверить, тяжко борется с собой. Время идет, Шварцкопф долго молчит. Его лицо искажается от душевных метаний.
Генрих на распутье – новые убеждения, внушаемые Вайсом-Беловым, и перестраховка, осторожность, страх западни. Это борьба Шварцкопфа против Шварцкопфа. За этим очень интересно наблюдать.
Работа над фильмом «Щит и меч» длилась всего два года, для такого масштаба – исторический фильм, четыре серии – очень быстро. Еще заняли время всякие бюрократические процедуры – документы для переездов и прочее. Иначе бы и года хватило.
Когда в кинотеатрах ожидались премьеры, люди вступали в жаркие схватки перед кассами.
В первые же дни фильм «Щит и меч» уже был на десятом месте в списке самых успешных советских кинокартин. Однако критики не только хвалили.
Один неблагожелательный киноэксперт высказал мнение, что риски главного героя были очень велики, в реальной жизни он бы не прожил столько времени. Сетовал на то, что жизнь и деятельность русских шпионов в самом сердце фашистского гнезда показана легкой, как увеселительная прогулка. Что от такого наивного приукрашивания действительности становится неловко.
Но мы не согласимся с ним. Новизна фильма «Щит и меч» как раз и заключается в том, что фашисты там впервые были показаны не как дураки, с которыми легко справиться, а как сильные, умные и достойные уважения враги.
И поэтому разведдеятельность Иоганна Вайса не была легковыполнимой и авантюрной, с бессмысленным риском и лихачеством, а показана в картине серьезной, важной и трудной кропотливой работой.
Именно из-за такой точки зрения создателей фильма киноартист Станислав Любшин, сыгравший Вайса-Белова (лучший актер 1968 года по версии журнала «Советский экран») нравился зрителям не намного больше, чем впервые снявшийся в кино Олег Янковский, который в этом рейтинге «дышал ему в спину», и так интересно показал внутренний излом молодого умного нациста, в итоге был перевербованного Вайсом.
Помимо прибалтов Юозаса Будрайтиса и Альгимантаса Масюлиса, надо непременно отметить Алексея Глазырина, Аллу Демидову, Людмилу Чурсину и Вацлава Дворжецкого, впечатляюще сыгравших в некоторой степени достойных внимания и уважения немцев.
Свежие комментарии