Так назывался совместный секретный проект союзников по прикрытию высадки в Нормандии и стратегического наступления в Белоруссии в 1944 году, о котором мы до последнего времени ничего не знали. Договорённость о проведении этой операции была достигнута на Тегеранской конференции, проходившей с 29 ноября по 1 декабря 1943 года. Именно тогда союзники решили тесно контактировать друг с другом и согласовывать план мистификаций и обмана противника при подготовке и проведении «Бодигард» (в пер. с англ. – «Телохранитель »)
Американские солдаты маршируют в доки по улицам британского портового города для посадки
на десантные суда и отправления на операцию «Нептун» в июне 1944 года
По личному распоряжению Черчилля
Разработкой операции по «мистификации и обману противника» с января 1944 года в Лондоне вплотную занималась группа лучших офицеров секретного подразделения британской разведки, т.н. «Лондонской контролирующей секции» (London Controlling Section – LCS), под командованием подполковника Джона Бэвана.
Это подразделение тесно взаимодействовало с Комитетом специальных операций (CSM), входившим в состав Верховного штаба союзных экспедиционных сил (SHAEF). Деятельностью комитета руководил английский полковник Р. Хескетч.
Сотрудники этих двух подразделений весной 1944 года в рамках операции «Бодигард» разработали в общей сложности около 35 обманных операций различного масштаба и назначения. Главной из них являлась операция «Фортитюд» («Стойкость»), которая, в свою очередь, состояла из двух самостоятельных частей, предусматривавшихся для основных операционных направлений союзных войск в Европе: «Фортитюд – Север» и «Фортитюд – Юг».
Цель операции «Фортитюд» заключалась в том, чтобы убедить нацистское командование: переброска войск союзников через Ла-Манш в Нормандию – отнюдь не главная, а лишь одна из многих операций вторжения в Западную Европу, которые намечены англо-американским командованием на весну – лето 1944 года.
Зная, что немецкая разведка бдительно отслеживает подготовку союзников к форсированию проливов между Англией и Францией, отдел LCS распространял по различным каналам соответствующие сведения, дополняя их правдоподобной дезинформацией.
По заданию начальника британского имперского генерального штаба фельдмаршала А. Брука отдел LCS даже подготовил меморандум о целях, задачах и путях введения германского командования в заблуждение. Премьер-министр У. Черчилль одобрил планируемые операции, но потребовал обязательно согласовать их с советской стороной, посвятив Москву как в замысел, так и в наиболее важные подробности плана «Бодигард», что и было сделано.
Советская часть совместного плана
После изучения проекта плана «Бодигард» 1 марта 1944 года представители советского и англо-американского командований подписали совместный протокол «Об утверждении плана «Бодигард», вслед за чем нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов доложил Верховному главнокомандующему И.В. Сталину о готовности Генерального штаба Красной Армии к реализации замысла «мистификации и обмана противника» в соответствии с решениями Тегеранской конференции. Сталин замысел одобрил и поручил Генштабу Красной Армии подготовить свои предложения о мероприятиях, которые следовало провести в целях дезинформации Гитлера и его военачальников.
Советской военной разведке следовало с максимальной убедительностью продемонстрировать подготовку вторжения летом 1944 года советских десантов совместно с британскими войсками в Норвегию и заставить противника поверить, что наступление Красной Армии на Балканах «назначено» также на июнь сорок четвёртого года и будет мощным.
Для реализации плана решено было задействовать силы Черноморского и Северного флотов. Соответствующие документы под грифом «Совершенно секретно» были… исполнены от руки (!). То есть степень их секретности была такова, что контр-адмирал Воронцов счёл за благо даже отказаться от услуг проверенных машинисток.
Александр Вайс
Свежие комментарии