На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • xe es
    Художественная школа бесплатно, с дипломом художника-оформителя однако, музыкалка платная, туда не взяли по причине н...Почему дети в ССС...
  • Виктор Cергеевич Леонов
    Мною подполковником милиции (в отставке) Леоновым В.С. написана и издана в 2015 г. книга «ДЕТЕКТИВНЫЕ СЕЛЬСКИЕ БЫЛИ» ...Отличие советской...

98 лет Союзу Советских Социалистических Республик

Накануне Нового 2021 года исполнилась очередная годовщина со дня образования СССР. 30 декабря 1922 года I-й съезд Советов утвердил Союзный Договор между Российской СФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Закавказской СФСР.

В связи с этим будет правильным вспомнить о том, что представляла собой страна под названием «Союз Советских Социалистических Республик».

Советская государственность была сформирована не сразу. Её формирование растянулось на полтора десятилетия и завершилось принятием в 1936 году союзной Конституции. Данным документом был учреждён высший орган государственной власти, который просуществовал вплоть до разрушения СССР. Он назывался Верховный Совет. Избирался этот коллективный «глава государства» всеми гражданами страны. Жители каждого региона выбирали своего депутата путём прямого тайного голосования. При этом народный избранник должен был жить и работать в пределах соответствующего округа.

Дважды в год депутаты собирались на сессии Верховного Совета и принимали решения по вопросам развития государства. После этого они разъезжались для реализации принятых решений в округа. В Москве же на этот период оставался постоянно действующий орган под названием Президиум Верховного Совета СССР. Его члены избирались из состава наиболее авторитетных и профессионально подготовленных депутатов. Они обеспечивали исполнение принятых народными избранниками решений в центре.

Благодаря этому впервые в рамках крупного государства удалось воплотить принцип прямой демократии. Ведь люди, которые, согласно Конституции, представляли собой верховную власть, т. е. исполняли функции коллективного главы государства, не разрывали связь со своими избирателями. Большую часть времени они жили с ними в одних и тех же городах, селах, работали в одних и тех же трудовых коллективах. Всё это время избиратели имели к ним открытый доступ.

Если говорить об идеологической стороне советской государственности, то нельзя не вспомнить о таком понятии, как «советский народ».

Впервые существование этой новой исторической общности было задекларировано XVIII съездом ВКП (б), который прошёл в марте 1939 года. Тогда же тезис о «советском народе» был внесён в партийный устав. Важный момент: данное понятие не совпадало с западным термином «нация». Нация – это политическая общность. Советский же народ рассматривался как историческая, социальная и интернациональная общность, которая объединяла представителей более 3000 различных этносов, населявших СССР.

Чтобы укрепить самосознание и самоидентификацию советских граждан, в Советском Союзе была создана разветвлённая сеть образовательных учреждений. Каждый гражданин СССР обязан был не только получить бесплатное школьное образование. С детских лет ему внушалось стремление к совершенствованию, максимальному получению знаний, движению вперёд. Лозунг «Учиться, учиться и ещё раз учиться» был главным постулатом советской действительности. В соответствии с ним жил весь советский народ.

Проводя общеобразовательную политику, Советский Союз первым из государств мира стал уделять огромное внимание формированию исторической памяти. Ранее в Российской империи преподавание отечественной истории проходило факультативно, в рамках курса географии. Такой подход был заимствован из практики европейских образовательных учреждений. Совсем иная практика возникла в СССР.

В рамках разработки Конституции 1936 года в школьный курс было введено обязательное преподавание истории нашей страны. Её изучали с древнейших времён до Нового времени на протяжении всего обучения. Причём изучение истории начиналось с Родного края. Названия советских учебников для младших классов звучали как «История Родного края», «Изучай свой край» и др.

Ещё одним уникальным явлением в сфере образования было создание Института народов Севера ВЦИК. Это было первое в мире высшее учебное заведение, призванное готовить педагогические и научные кадры для коренных малых народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Заодно ему была поручена реализация масштабной государственной программы по разработке письменности для всех малых народов, восстановлению и сохранению их традиций, культуры, языков. Таким образом, Институт стал центром сохранения историко-культурной идентичности. И такая политика проводилась по отношению ко всем коренным этносам СССР.

Только в советской Конституции целый раздел был посвящён политическим и социально-экономическим гарантиям и правам советских граждан. Он так и назывался – «Основные права и обязанности граждан». Двенадцать статей были посвящены гарантиям прав жителей СССР, а в четырех говорилось об обязанностях.

Первая из статей в этом разделе гарантировала каждому жителю Союза право на труд и соответствующую оплату. Следующая статья гарантировала восьмичасовой (а для некоторых профессий семи-, шести- и даже четырехчасовой) рабочий день и право на ежегодный отпуск с сохранением зарплаты.

Перечислим остальные гарантии: выплата пенсий, бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное общее и высшее образование, социальная помощь матерям и предоставление отпусков по беременности, предоставление возможности отдыха в курортно-лечебных учреждениях и др. Впоследствии к ним добавилось право на жилище. К этому следует добавить гарантии права личной (частной) собственности, которые были прописаны в отдельном разделе «Общественное устройство».

И это в то время, когда в основных законах ведущих капиталистических государств вообще не было разделов о правах граждан! До сих пор в Конституциях западных стран отсутствуют нормы о социально-экономических гарантиях.

Чтобы убедиться в том, как реализовывались в СССР конституционные нормы, стоит пересмотреть кинохронику советского периода. В ней можно увидеть, как выглядела основная масса граждан Союза. Они демонстрировали оптимизм, физическое и духовное здоровье, благополучие и веру в будущее.

И последнее. С 1991 года продолжателем государства, в котором высшей ценностью была провозглашена человеческая личность (статья 1 Конституции СССР), стала Российская Федерация. Она сохраняет историческую память и лучшие традиции советской государственности, советского народа.

Юрий Городненко

Картина дня

наверх