На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    "Почему Сталин хотел, чтобы в СССР забыли Великую Отечественную" - ТУПОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ РУСОФОБА !!!   Это раз ! !      ...Почему Сталин хот...
  • dastin681 Рытов
    верно....Почему Сталин хот...
  • Анна Эржибова
    Некоторые вспоминают с ужасом,столько кхм лют на СССР5 блюд из советск...

Гигиена школьника 1953

Серия из 18 плакатов фотовыставки Минздрава СССР «Гигиена школьника». Фотографии наклеены на обтянутый тканью картон. Оригинал, 1953 год.

Гигиена школьника 1953 СССР, дети, здоровые, история

Вопреки распространявшемуся в СССР мифу об игнорировании царизмом проблемы народного здравоохранения, вопросы здорового образа жизни, особенно применительно к детям и будущим матерям, заботили государственные умы России задолго до революции.

В середине XIX века бурный рост российских городов дали стране тысячи брошенных новорожденных детей и детей, лишившихся попечения родителей. Еще более злободневной эта проблема стала в ходе последних русско-турецкой и русско-японской войн, приведших к появлению большого количества сирот разного сословия. Сортировать их по имущественному признаку уже нет никакой возможности, и начиная с этих лет почти все вновь открывающиеся российские школы и гимназии практически на равных принимают детей дворянского, купеческого и рабочего происхождения. Российские школы становятся по-настоящему массовыми, и вопросы организации быта и гигиены в них становятся приоритетными для Министерства народного просвещения.
В годы Первой мировой войны тема охраны детства вновь стала весьма актуальна, и в России даже появляются первые десткие ясли, летние лагеря и другие медицинские и воспитательные учреждения для солдатских детей. Их принципиальное отличие от других детских учреждений заключалось в постоянном проживании учеников, многие из которых не могли — в силу происхождения или материального состояния — обеспечить себя предметами гигиены. Тем временем на российском рынке наблюдается бурный рост косметической промышленности. Мыло, шампуни, косметика перестают быть достоянием избранных, и передовые умы того времени всерьез занялись разработкой программ по защите здоровья детей, в том числе «казенных». А защищать было что: даже в относительно спокойные и благополучные годы здоровье многих российских школьников было далеко от совершенства. У многих детей наблюдались резкие ухудшения зрения и осанки, росло число детей c хроническими болезнями. Первые типовые нормы и рекомендации по надзору над школами были введены в России в конце XIX века. Особое значение придавалось воспитанию интереса к физическому развитию детей. В качестве спортивных игр выступали традиционные русские народные игры и забавы: лапта, горелки, борьба и катание с ледяных гор, а также новомодые увлечения: лаун-теннис, футбол, катание на лезвийных и роликовых коньках, езда на велосипеде и бег на лыжах.
В первые месяцы после революции 1917 года охрана материнства и младенчества была провозглашена приоритетным направлением государственной политики. Декретом 1918 года забота о вскармливании младенцев и воспитании детей была возложена на плечи государства. Координацию вопросов поддержки материнства осуществлял отдел Охраны материнства и младенчества Наркомздрава республики.

Гигиена школьника 1953 СССР, дети, здоровые, история

Источник: roe2.maxchat.ru

Гигиена школьника 1953 СССР, дети, здоровые, история

Источник: roe2.maxchat.ru

Гигиена школьника 1953 СССР, дети, здоровые, история

Источник: roe2.maxchat.ru

Гигиена школьника 1953 СССР, дети, здоровые, история

Источник: roe2.maxchat.ru

Гигиена школьника 1953 СССР, дети, здоровые, история

Источник: roe2.maxchat.ru

Отдел с размахом взялся за работу. С 1918 года в стране ежегодно проводилась «Неделя ребенка», а в 1919 году состоялся первый съезд школьных врачей, который определил программу- минимум: надзор за санитарным состоянием школ, выделение детей по состоянию здоровья в особые школы, контроль за детским питанием и главное — пропаганда гигиенических знаний в школе и через школу. Фактически это было начало программы формирования понимания ценности здоровья и здорового образа жизни в школе.
Если в период революции и гражданской войны забота государства о детях носила скорее «идейный» характер, то после гражданской войны органы по работе с детьми получили новую установку — воспитывать подрастающее поколении в духе ленинских идей, чтобы со временем ликвидировать всяческое «инакомыслие» в принципе. Однако для широкой работы с детьми требовалось придать соответствующим институтам и учреждениям больше организации и дисциплины. Ядром нового объединения стала пионерская организация и красный галстук как наиболее яркий отличительный знак детей «нового времени». Очень скоро выяснилось, что новым формам объединения нужны новые методы воспитательной работы и организации быта.
В середине 1920-х годов ведущие российское педагоги и детские врачи разработали программу, в основу которой легли прогрессивные по тому времени методы медицинского и педагогического просвещения населения. Отделом охраны материнства и младенчества Наркомздрава были созданы методический центр и издательство, организован музей и сформированы регулярные передвижные выставки. После создания в городах отрядов самодеятельной организации пионеров (1922), наличие красного галстука у ребенка на плакате однозначно подчеркивало его «правильность» — противопоставляло остальным, неорганизованным детям. Пионерская организация указывала только правильные направления детского развития, в том числе — в выработке социальных ориентиров, организации труда, досуга и отдыха.

Гигиена школьника 1953 СССР, дети, здоровые, история

Источник: roe2.maxchat.ru

Гигиена школьника 1953 СССР, дети, здоровые, история

Источник: roe2.maxchat.ru

Гигиена школьника 1953 СССР, дети, здоровые, история

Источник: roe2.maxchat.ru

Гигиена школьника 1953 СССР, дети, здоровые, история

Источник: roe2.maxchat.ru

Если в конце 20-х годов от пионеров требовалось в основном маршировать со знаменами, участвовать в митингах и субботниках и проявлять классовую ненависть к врагу, то в 1930-е годы требования стали смещаться в сторону учебы. Что неудивительно: тема счастливого детства советского пионера стала одним из ключевых пропагандистских лозунгов, этому посвящаются лучшие десткие произведения («Старик Хоттабыч»), об этом пишутся картины, плакаты и даже создаются скульптуры. Однако счастливый ребенок не мог оставаться необразованным, и в 1932 году Народный комиссариат здравоохранения и Народный комиссариат просвещения разрабатывают детальный план школьных занятий, включающий рекомендацию по распределению учебной нагрузки и соблюдению оптимального режима дня. В 1933 году правительство СССР впервые установило ответственность педагогов за здоровье детей и их гигиеническое воспитание, а также расширило обязанности школьного врача. В 1935 году на законодательном уровне была определена продолжительность учебных занятий в школе в течение учебного дня и недели.

Гигиена школьника 1953 СССР, дети, здоровые, история

Источник: roe2.maxchat.ru

Гигиена школьника 1953 СССР, дети, здоровые, история

Источник: roe2.maxchat.ru

В послевоенные годы внимание к гигиене школьников было вызвано вполне очевидной проблемой: катастрофической нехваткой здорового населения, значительная часть которого (особенно мужчины) была уничтожена в ходе Великой отечественной войны. С середины 50-х годов в стране проводилась школьная реформа. На смену раздельному пришло совместное обучение (1954); была введена единая школьная форма для мальчиков (с осени 1954 все мальчики должны были сами подшивать белые воротнички на гимнастерках и кителях); среднее образование стало всеобщим и была отменена плата за обучение в старших классах средней школы; обязательным стало обучение труду (1957) и домоводству; важную роль приобрели предметы, воспитывающие общую культуру… Тогда же в школьную жизнь впервые централизованно начал внедряться спорт. Сотрудники Института школьной гигиены разработали рекомендации по рациональной организации тренировок, соревнований и отдыха. Именно эти рекомендации легли в основу целой серии агитационных стендов, предназначенных для детских учебных заведений, поликлиник, клубов и пионерских лагерей. Фотовыставка 1953 года должна была стать образцом подхода к пропаганде здорового образа жизни среди школьников.

Гигиена школьника 1953 СССР, дети, здоровые, история

Источник: roe2.maxchat.ru

Гигиена школьника 1953 СССР, дети, здоровые, история

Источник: roe2.maxchat.ru

Картина дня

наверх