На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Потехин
    КОРОТКО - О ТРИКОЛОРЕ И КРАСНОМ ФЛАГЕ! ТРИКОЛОР (Бело-сине-красный флаг): - Триколор появился на Руси как купеческий...Власовские флаги ...
  • Александр Потехин
    Государственным флагом России триколор стал только с 1896 года по личному желанию и указом последнего русского царя Н...Власовские флаги ...
  • Александр Потехин
    о Красном флаге. Исторически, как это не страшно звучит для наших либеральных правителей, как раз именно Красное зна...Власовские флаги ...

Каким республикам СССР Сталин разрешил иметь собственные армии

Суверенитет союзных республик СССР всегда был призрачным – главные вопросы решались в Кремле. Однако под конец Великой Отечественной войны Сталин неожиданно разрешил республиканским властям иметь собственные наркоматы иностранных дел и обороны. На короткое время Советский Союз превратился в некое подобие будущего СНГ.

«Успех ленинско-сталинской национальной политики»

В дни, когда была окончательно снята блокада Ленинграда, в Москве неожиданно состоялся пленум ЦК ВКП(б) – единственный за годы войны. О его решениях кратко проинформировала трудящихся 28 января 1944 года газета «Известия»:

«Пленум ЦК рассмотрел предложения Совнаркома СССР о расширении прав союзных республик в области обороны и внешних сношений и одобрил их для внесения на предстоящую Сессию Верховного Совета СССР».

Выступая перед пленумом, нарком иностранных дел Вячеслав Молотов напомнил, что национальные войсковые формирования и так уже существуют в Красной Армии. Теперь такие формирования должны были появиться на республиканском уровне. Молотов объяснил, что расширение прав республик «стало возможным в результате их политического, экономического и культурного роста, иначе говоря, в результате их национального развития». Дарование республикам функций полноценных государств дипломат назвал успехом «ленинско-сталинской национальной политики».

«Этот шаг советской власти будет новым морально-политическим ударом по фашизму и его человеконенавистнической политике, насквозь враждебной интересам свободного национального развития народов», – заявил Молотов.

Принятое решение в кратчайшие сроки было оформлено юридически, вплоть до внесения изменений в конституции Советского Союза и отдельных республик.

«Насмешка над ООН»

Перемены в государственном устройстве СССР вызвали недоумение за границей. В Берлине власовская пропаганда активно высмеивала принятые решения, намекая, что в Советском Союзе ничего на самом деле не поменяется.

Однако, как оказалось, «смена вывесок» имела большое политическое значение. Получив атрибуты независимых государств, Белорусская и Украинская ССР вошли в число стран, которые 26 июня 1945 года подписали Устав ООН. Представитель РСФСР такого права не получил – за Россию и остальные республики подписался представитель СССР.

Включение Украины и Белоруссии в состав основателей ООН традиционно объяснялось их огромным вкладом в победу в Великой Отечественной войне. Однако на самом деле внешнеполитическая судьба республик решалась на переговорах СССР с союзниками по Антигитлеровской коалиции. На Ялтинской конференции в феврале 1945 года Сталин выразил опасение, что Запад будет доминировать в ООН, а Великобритания сможет контролировать организацию за счет бывших колоний и доминионов. Именно с целью создания дипломатического противовеса, Сталин, по мнению историков, заранее подготовил почву, чтобы все 16 республик СССР были включены в ООН как отдельные государства. Этот вопрос советская делегация в открытую поставила на конференции в Думбартон-Оксе в 1944 году, когда обсуждался Устав ООН. Хотя в полной мере Сталину не удалось осуществить свои планы, наличие сразу трёх советских делегаций в ООН стало преимуществом в годы Холодной войны.

«На протяжении десятилетий украинцы и белорусы повторяли речи и голоса Советов, – писал в 1991 году журналист New York Times Клиффорд Леви, – Республики входили в состав важных комитетов и даже в Совет Безопасности, ставя в неловкое положение многих дипломатов, считавших, что их присутствие – это насмешка над ООН, то же самое, как если бы места в организации занимали Нью-Йорк и Пенсильвания».

Стоит отметить, однако, что президент Франклин Рузвельт действительно собирался требовать места в ООН для отдельных штатов, но после его смерти эту идею забросили.

Конец игры

Украинские и белорусские делегации активно участвовали в послевоенных конференциях, занимались демаркацией границ с Польшей. Однако белорусский историк Владимир Снапковский вслед за украинским исследователем Владиславом Гриневичем называет полномочия республик «по существу фикцией, политической игрой сталинского руководства». МИДы других республик и вовсе простаивали – Москва не одобряла их внешнеполитических инициатив. Республиканские армии и вовсе остались только на бумаге.

Игры в «независимость» союзных республик закончились в 1946 году, когда Москва снова сосредоточила внешнюю политику и оборону в своих руках. Куда подевались плоды «национального развития» республик, гражданам на сей раз подробно объяснять не стали.

Ссылка на первоисточник
наверх