После войны подарок послу США в России позволил отечественным спецслужбам слушать разговоры высокопоставленных сотрудников дипмиссии на протяжении нескольких лет.
Вам жучок
Война спецслужб, по сути, началась ещё в 30-е годы. Первые американские дипломаты, прибывшие в СССР в 1934 году, сразу же обнаружили микрофоны в своих служебных кабинетах и квартирах.
Также НКВД вербовало и использовало людей, работающих при посольстве: шофёров, гувернанток, поваров, садовников, электриков и других.После начала Второй мировой войны, когда немцы вплотную подошли к Москве, советское правительство предложило иностранным дипломатам переехать в Куйбышев (Самара). Дипломаты предложением воспользовались и эвакуировались, оставив посольства фактически пустыми с минимальным числом персонала. НКВД естественно начинил микрофонами каждое западное посольство в Москве. Когда немцев от Москвы отодвинули, представители дипмиссий вернулись в Москву.
Чтобы обезопасить себя от обвинений в слежке и подслушивании за союзниками, советские руководители нашли приемлемое объяснение для западных дипломатов, если они обнаружат микрофоны в своих резиденциях. Согласно ей НКВД заранее установил микрофоны подслушивания в наиболее престижных зданиях Москвы, в том числе в дипрезиденциях, на случай размещения в них германских штабов и руководства оккупационной администрации. Американский дипломат Аверелл Гарриман, получив такое объяснение, сделал вид, что оно его удовлетворило, но, вернувшись в посольство, он распорядился усилить меры безопасности.
«Златоуст»
Попытки НКВД найти возможность получения информации из посольства США продолжались.
Было принято решение сыграть на страсти посла Гарримана к поделкам из редких пород дерева. В НКВД решили подарить послу герб США, выполненный из экзотических сортов древесины, в который должен был быть вставлен «златоуст». В конце 1944 года Берия доложил Сталину о полной готовности американского герба, внутри которого искусно спрятали новый аппарат подслушивания. Испытания показали, что устройство может работать.
Троянский герб
С 4 по 11 февраля 1945 года в Ялте проходила конференция глав стран — участниц антигитлеровской коалиции. 8 февраля народный комиссар иностранных дел Вячеслав Молотов вручил Рузвельту и Черчиллю приглашение от советских пионеров посетить лагерь «Артек». От имени всех детей СССР пионеры «Артека» выражали глубокую признательность странам, оказавшим неоценимую помощь в борьбе против фашизма и приглашали Рузвельта и Черчилля посетить «Артек» 9 февраля 1945 года.
И Берия, и Сталин прекрасно понимали, что ни Рузвельт, ни Черчилль, у которых каждый день пребывания в Ялте расписан буквально по минутам, в самом разгаре конференции никуда не поедут. Не поедут и вторые лица делегации — министры иностранных дел. Миссия встречи с советскими пионерами будет перепоручена чрезвычайным и полномочным послам: США — Авереллу Гарриману и Великобритании — Арчибальду Керру.
9 февраля на территорию «Артека» въехал кортеж с иностранными гостями. Под конец встречи оркестр заиграл американский гимн, а пионеры запели «Звездное знамя» на английском языке. Растроганный Гарриман пустил слезу. Пионеры внесли сверкающий лаком огромный деревянный герб США и вручили восторженному послу паспорт-сертификат. Под гром оваций личный переводчик Сталина Валентин Бережков перевел содержание сертификата: самшит, сандал, слоновая пальма, секвойя, черное и красное дерево, парротия персидская, черная ольха — из деревьев самых ценных пород пионеры «Артека» своими руками изготовили этот чудесный подарок.
Потерявший дар речи Гарриман пробормотал: «Какая красота! Куда ж я его дену?» Заранее проинструктированный Бережков подошёл сзади и голосом змея-искусителя посоветовал: «Повесьте в рабочем кабинете. Британцы от зависти просто умрут».
«Златоуст» действительно повесили в рабочем кабинете посла, прямо над его креслом.
Операция «Исповедь»
После этого сотрудники НКВД выселили в зданиях справа и слева от посольства жильцов, их место заняли сотрудники госбезопасности. А в комнатах верхних этажей соседних зданий начал работать технический персонал, обеспечивая бесперебойную работу «златоуста» и записывая передаваемую им информацию. «Златоуст» бесперебойно работал восемь лет.
Он пережил четырех послов. Примечательно, что каждый новый посол полностью менял в кабинете интерьер, от мебели до чернильного прибора и паркета, но герб неизменно оставался на своём месте. Герб неоднократно обследовался специалистами отдела, обеспечивающего безопасность посольства, но подарок советских пионеров с честью прошёл не одну проверку, пока в 1953 году «златоуста» не сдал врагу перебежчик — подполковник ГРУ Пётр Попов.
Советская система подслушивания была скопирована лабораториями ЦРУ, ФБР, а также частными фирмами, но как она всё-таки работает, так никто понять и не смог. Устройство отправили в Лондон, Питеру Райту, известному учёному. Райт во время и после войны был также главным консультантом британской контрразведки MИ-5. Именно Райт нашёл разгадку — всё дело в тонкой плёночной мембране, которую повредили при транспортировке! Инженер потратил более двух месяцев, чтобы восстановить мембрану и включить новое устройство. Британец назвал его «объёмным пассивным резонатором» и определил принцип работы, основанный на эффекте модуляции отражённых от «златоуста» радиоволн, которые фиксировались специальным радиоприемником.
Чтобы активизировать «златоуст», секретный пост НКВД, расположенный в соседнем с посольством здании, направлял на деревянный герб постоянный радиосигнал частотой 800 МГц. Когда в кабинете разговаривали, тонкая плёночная мембрана вибрировала под воздействием звуковых волн. И эта вибрация модулировала отражение облучающего радиосигнала. Отражённые радиоволны попадали на радиоантенну уже другого, приёмного поста НКВД в квартире стоящего рядом здания. Уникальность «златоуста» была в том, что он не требовал электропитания и действовал так же, как зеркало при отражении света.
Американцы долго хранили в секрете столь унизительное для них открытие. Только в 1960 году, после инцидента со сбитым советскими ПВО самолётом-шпионом, ведомым Гэри Пауэрсом, сделали ответное заявление об использовании спецслужбами СССР подслушивающего устройства в посольстве США в Москве.
Во время чрезвычайной сессии ООН представитель США продемонстрировал герб и вмонтированный в него микрофон. Позже герб и «златоуст» были продемонстрированы на заседании Совета Безопасности.
Свежие комментарии