На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • xe es
    Художественная школа бесплатно, с дипломом художника-оформителя однако, музыкалка платная, туда не взяли по причине н...Почему дети в ССС...
  • Виктор Cергеевич Леонов
    Мною подполковником милиции (в отставке) Леоновым В.С. написана и издана в 2015 г. книга «ДЕТЕКТИВНЫЕ СЕЛЬСКИЕ БЫЛИ» ...Отличие советской...

Гениальный Аркадий Райкин: жизнь в смехе

Гениальный Аркадий Райкин: жизнь в смехе

Комик с грустными глазами. Гений сатиры. Человек-легенда. Это все о нем — об Аркадии Райкине. Наверное, неправильно будет говорить, что он создавал советскую сатиру с чистого листа. 

Он был не одинок на этом поприще. Но то, что Райкин был явлением, породившим целое направление в эстраде, что у него учились, ему подражали — это абсолютно точно.

Аркадий Райкин родился в Риге в семье портового бракёра строительного леса Исаака Давидовича Райкина и его жены Леи Райкиной, акушерки. Родители оформили брак за год до рождения Аркадия. В семье росли также младшие сёстры Белла и Софья, и брат Макс. Ицик Давидович Райкин (как и его родители Давид и Эйдл) происходил из Полоцка Витебской губернии. Предки по материнской линии были потомственными рижанами. Дед Аркадия по материнской линии был провизором, владел аптекой. 

В 5-летнем возрасте Аркадий был увезён родителями из ставшей прифронтовой Риги, но сохранил в памяти атмосферу дома № 16 по Мельничной (ныне — Дзирнаву) улице. Семья переехала в Рыбинск, к месту новой работы отца.


Единственная сохранившаяся детская фотография Райкина. Рыбинск, 1920 год.
Во время учёбы в школе Аркадий, увлёкшись театром, занимался в драмкружке. В 1922 году семья переехала в Петроград. Учился в одной из старейших и лучших школ Петрограда № 206. В 1929 году Аркадий устроился лаборантом на Охтинский химический завод.


Когда Райкину было 13 лет, он чуть не умер, заболев ангиной. Горло дало тяжелое осложнение на сердце, и врачи думали, что не спасут мальчика. Диагноз был страшен: ревмокардит. Аркадий не вставал долгих девять месяцев. Его тело так болело, что больно было даже от простыни, которой он укрывался. Эта болезнь очень изменила Райкина внутренне. Он стал больше замыкаться в себе и очень много думать. Кажется, что именно тогда и проявился этот особенно проникновенный, очень грустный взгляд Райкина.


Райкин в 1935 году окончил Ленинградский техникум сценических искусств (ныне Российский государственный институт сценических искусств), куда подал документы вопреки желанию родителей. Первоначально Райкин поступал на курс к Траубергу и Козинцеву, однако по результату экзаменов был определён в мастерскую ближайшего помощника В. Э. Мейерхольда (в 1910-е годы) В. Н. Соловьёва, режиссёра и учёного, знатока итальянской комедии дель арте и театра Мольера. Одновременно с обучением в техникуме Райкин брал частные уроки пантомимы и сценического движения у известного артиста жанра музыкальной эксцентрики, «короля юмора» 1910-х годов, Михаила Савоярова, встретил у него сочувственное отношение и поддержку. Специфика савояровского сценического стиля нашла своё воплощение в первых эстрадных номерах Райкина, которые были поставлены в танцевально-мимическом жанре, без единого слова.


Аркадий Райкин был невероятно талантлив как драматический актер. Его мастерство перевоплощения поражало. После завершения учебы молодого актера распределили в ТРАМ — Театр рабочей молодежи, где он сразу же получил несколько главных ролей. Вскоре театр переименовывают в Ленком. Однако надолго Райкин здесь не задержался. В 1937 году у него случилась повторная ангина, и снова все тот же страшный диагноз. Врачи разводили руками, пока один из специалистов не посоветовал удалить Райкину гланды. После этого здоровье сатирика пошло на поправку, но он весь поседел. В 26 лет! Но не это пугало. Вторая ангина оставила по себе неизлечимый порок сердца.



Параллельно с игрой в театре Райкин снимался в двух фильмах: «Огненные годы» и «Доктор Калюжный» (оба сняты в 1938 году).


Кадр из фильма \»Доктор Калюжный\» 1939 года. Янина Жеймо в роли слепой Ольги и Аркадий Райкин в роли Мони Шапиро, начинающего врача.
Признание пришло к актёру в Москве, в ноябре 1939 года. Тогда Аркадий Райкин стал Лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, выступив с танцевально-мимическими музыкальными номерами «Чаплин» и «Мишка».


Эстрадный номер «Чарли Чаплин» на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. 1939 год.
В том же 1939 году Аркадий Исаакович был принят в труппу Ленинградского театра эстрады и миниатюр, где выступает с эстрадными номерами и осваивает жанр конферанса. Спустя три года становится художественным руководителем этого театра. С этого времени Аркадий Райкин и начал создавать в полном смысле свой театр.


В кино Райкин вернулся во время Великой Отечественной войны. Он сыграл в картине «Концерт фронту», в результате он прославился на всю страну.


Во время Великой Отечественной войны Аркадий Райкин, вместе с другими артистами, давал концерты на фронте.


После войны Райкин продолжает работу в Театре миниатюр и снимается в нескольких картинах. Вместе с писателем-сатириком В. С. Поляковым созданы театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря». Его выступления на радио и телевидении, аудиозаписи миниатюр пользуются огромной популярностью у публики. Особенно известны его театральные номера, в которых актёр быстро меняет облик. Создав целое созвездие совершенно разных, но неизменно блестящих образов, Аркадий Исаакович стал непревзойдённым мастером сценического перевоплощения.


Когда в постановлении о журналах «Звезда» и «Ленинград» были объявлены персонами нон грата Ахматова, Зощенко и «некто Хазин», когда от Зощенко стали отворачиваться даже знакомые, и он, чтобы не дать им для этого повод, стал отворачиваться первым, когда подступало безденежье, в квартире писателя раздался звонок. 

-– Михаил Михайлович, надо восстановить справедливость. По крайней мере в возможных для нас пределах. Я считаю несправедливым то, что вы до сих пор ничего не написали для нас. 

Аркадий Райкин пустил в ход весь свой артистический дар, чтобы казаться непринужденным и деловитым. Он давно мечтал о том, чтобы Зощенко стал автором их театра, но понимал, что литература Зощенко восходит на иной уровень. Теперь же было не до стилистических тонкостей – писатель просто лишался заработков. Так в репертуаре театра появилась миниатюра Зощенко «Доброе утро».
А Александр Хазин вообще стал постоянным автором Аркадия Райкина и завлитом его театра.


Аркадий Райкин не щадил самолюбие своих авторов. Миниатюры были для него таким же материалом для дальнейшей переработки, как язык улицы, неологизмы партбоссов, канцеляризмы Системы. Как ткань для портного. Он мог заказать один и тот же монолог разным авторам, уверив каждого, что только он в состоянии понять райкинский замысел. Мог переписать или исправить до неузнаваемости их тексты или «сшить» новую миниатюру из разных «лоскутов» – разных авторов. «Это сказал Райкин», не сомневалась публика.




Со своей будущей женой Аркадий Райкин познакомился еще в детской песочнице. Ему очень понравилась девочка в красной шапочке с дыркой на макушке, через которую были высунуты черные волосы. Это было так необычно, что Аркаша как зачарованный смотрел на очень красивую девочку. Потом уже в подростковом возрасте он встретил ее на улице и обомлел. Но так и не решился заговорить. Третья встреча стала определяющей. Они столкнулись в студенческой столовой. Девушка тоже поступила в театральный. 

В один из дней она заняла очередь в буфет прямо за Аркадием, а когда он заметил ее, первой заговорила. В ответ Райкин сделал ей предложение. Сразу же! И ни разу не пожалел об этом за всю свою жизнь. Руфь Иоффе, а в быту девушку звали просто Рома, Ромочка, ромашка, обожала мужа. Она стала его женой, секретарем, партнером, пресс-атташе и пиар-менеджером. Конечно, он обижал ее. Ей много приходилось ревновать и проливать немало слез по этому поводу. Но несмотря на свою способность увлекаться, Райкин никогда не оставлял жену, очень любил ее и относился к своей красавице Ромашке очень трепетно.


Руфь Иоффе родила Райкину двоих детей — старшую Катеньку и младшего Константина (в честь Константина Станиславского). Но даже неимоверная любовь к своим детям не смогла ни на миллиметр отодвинуть от нее служение Райкину.
«Мама все время отвечала на телефон, вела переговоры за папу, давала комментарии. Она была с этим телефоном, как коза на веревочке. Я ненавидела этот телефон. Но мама обожала папу. И она полностью растворилась в нем. Мама прекрасно понимала, кто такой Райкин, и пожертвовала собой ради него», — вспоминала дочь Екатерина.


Аркадий Райкин с сыном Костей.


Аркадий Райкин с сыном Костей. 28 сентября 1957 года.


Аркадий и Руфь Райкины.


Семья Райкиных
Во время гастролей играли на языке приглашающей страны. На английском, немецком, румынском, польском, словацком. Выучили спектакль по-японски (намечались гастроли в сСтрану восходящего солнца, где о Ленинградском театре миниатюр была написана целая книга). Но… направили другой коллектив.
Играли даже на венгерском, где элементарное «здравствуйте – до свидания» («ёноподкеванок – висонтлаатаашра») оборачивалось для актеров серьезным испытанием. Райкин по-английски высмеивал советских бюрократов, и англичане, хохоча, узнавали своих. Эффект узнавания был настолько велик, что миниатюру «Непостижимо» даже запретили показывать на британском телевидении.
Тексты учили заранее, но самая сложная работа начиналась уже на гастролях – Аркадий Исаакович настаивал, чтобы в их спектаклях звучали самые современные речевые обороты. Райкинская языковая память была феноменальна, и часто зрители, приходящие за кулисы после спектакля, недоумевали: как не знаете языка?! Вы же только что говорили несколько часов!


Однажды его языковые способности подвергли жестокому испытанию. Министерство культуры направило артиста в Западный Берлин на международный фестиваль пантомимы, где Райкин должен был в качестве почетного гостя прочитать доклад о влиянии пантомимы на другие искусства. Райкин обстоятельно подготовился к докладу, но по приезде в Берлин его поставили в известность перед фактом, что приглашен он не доклад читать, а играть концерт вместе с Марселем Марсо. До концерта оставалось 64 часа. К счастью, переводчик вошел в положение и согласился работать, не прерываясь на сон, не покидая гостиницу. После выступления Райкина вызывали четырнадцать 14 раз, но он уже ничего не воспринимал.


Аркадий Райкин и Джина Лоллобриджида. 21 августа 1961 года.
Выступления театра миниатюр Аркадия Райкина проходили и в Балканских предгорьях под открытым небом, и на футбольном поле, и в студии «Би-Би-Си» на открытии нового британского телеканала. В Габрове его избрали почетным гражданином города. В Лондоне причислили к пяти самым выдающимся комикам мира. 

Ждали театр Райкина в Японии, Италии и Америке. Известный американский продюсер Сол Юрок, знаменитый своей щедростью и любовью к русским артистам, предлагал чиновникам и партбоссам всех уровней привезти театр миниатюр в Америку, чтобы в течение года играть спектакли в зале на тысячу мест. Но уговоры были тщетны. Америка, о которой мечтал Аркадий Райкин, оставалась недоступной до конца жизни.


Аркадий Райкин на отдыхе. 1963 год.
Общество, в котором довелось жить, он сравнивал со здоровым человеком, у которого сильно болит зуб. Райкин искренно переживал, когда его упрекали в искажениях, очернительстве, отсутствии положительных героев и позитивных примеров из жизни советского общества, – он ощущал себя врачевателем, который должен вылечить этот проклятый «зуб», не дающий житья.


Юрий Гагарин, Герман Титов, Аркадий Райкин и Павел Попович в гримерной артиста. 1 октября 1963 года.
Во время гастролей в Одессе Райкин замечает талантливых актёров молодёжного театра «Парнас-2» и в 1962 году приглашает работать в свой театр одесситов Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко и Людмилу Гвоздикову. Вместе они создали несколько запоминающихся эстрадных номеров. В 1969 году в сотрудничестве с М. М. Жванецким была поставлена программа «Светофор». В 1969 году Жванецкий, Карцев и Ильченко уходят из Театра миниатюр и начинают самостоятельную эстрадную карьеру.


Аркадий Исаакович Райкин в программе Ленинградского театра эстрады и миниатюр «Светофор». 1969 год.
Миниатюры и спектакли А. И. Райкина отличались сатирической остротой, особенно в сравнении с другими артистами эстрады того времени, но в то же время всегда были корректны и интеллигентны.


Аркадий Исаакович Райкин в спектакле Ленинградского театра миниатюр. 1973 год.
Многосерийный телесериал «Люди и манекены», созданный Райкиным в сотрудничестве с режиссером Виктором Храмовым, стал вершиной кинематографической карьеры Аркадия Исааковича. Кроме Райкина, в фильме снялись актеры его театра Виктория Горшенина, Владимир Ляховицкий, Наталья Соловьева, Ольга Малоземова, Людмила Гвоздикова и Максим Максимов (Макс Райкин), младший брат Аркадия. В этом телесериале было экранизировано большинство лирических и остросатирических образов Райкина, в разные годы появлявшихся на сцене его Театра миниатюр.


Аркадий Райкин в роли водителя такси на съёмках фильма «Люди и манекены». 1974 год.
Театральные работы Аркадия Райкина того времени отличались острой сатирой, не выходившей при этом за рамки политкорректности и интеллигентности. Однако некоторые постановки все же приводят к конфликту с партийным руководством Ленинграда. Райкин просит у Брежнева, с которым он познакомился во время войны, на Малой земле, разрешения переехать вместе с театром в Москву. Переезд театра в столицу состоялся в 1982 году и занимает помещение кинотеатра «Таджикистан». Театр переименовывается в Государственный театр миниатюр, а в апреле 1987 года получает имя «Сатирикон».


Аркадий Райкин, народный артист СССР, режиссер и художественный руководитель Московского государственного театра миниатюр. 1983 год.
«Сатириконом» Аркадий Райкин руководит недолго – в декабре того же года он умирает от последствий ревмокардита. Смерть наступила 17 (по другим данным – 20) декабря 1987 года. Буквально за несколько месяцев до смерти Аркадий Райкин заканчивает работу над своей последней киноролью – телеспектаклем «Мир дому твоему», в процессе работы над которым маэстро выступил также в качестве режиссера.


Похоронен Аркадий Исаакович Райкин на Новодевичьем кладбище Москвы. После его смерти руководство театром взял на себя сын Райкина – Константин Аркадьевич. Вскоре «Сатирикону» было присвоено имя гениального руководителя.


Аркадий и Константин Райкины, 1987 год.
Ну а память о Аркадии Исааковиче Райкине, который был гениальным сатириком и юмористом и подлинно народным артистом, вечно хранится в памяти народной.


 

 






 




 

 

 







 

 

 

 


Источник

Картина дня

наверх