Если вынести за скобки киностудии РСФСР, УССР и прибалтийских республик, то, пожалуй, сильнейшей советской киностудией нужно назвать "Молдова-фильм", где было снято немало удачных и добротных картин; а 2 молдавских фильма можно отнести в шедеврам всесоюзного масштаба. Второй (хронологически) – это "Ошибка Тони Вендиса" с гениальной игрой И.
Костолевского.А первому сегодня исполнилось ровно 4 десятилетия: 25 декабря 1980 года на экраны вышел выдающийся военный детектив, один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне – "Кодовое название "Южный гром".
Это достаточно известный фильм, его относительно часто показывают по ТВ, но к шедеврам, к большим фильмам относить его, увы, не принято. Но лично я, в списке лучших картин о Великой Отечественной войне, поставил бы "Кодовое название..." на 4 место – после "17 мгновений весны", "А зори здесь тихие" и "Майор "Вихрь".
Не очень люблю военные картины, равно как и другие жанры – кроме криминально-детективного; поэтому, мне по душе – те фильмы о войне, в которых есть детективная линия: работа разведки/контрразведки, внедрение, двойная игра, спецоперации, шпионаж и т.д. В общем, мне важно, чтобы в фильме был интеллектуальный поединок.
И "Кодовое название..." в этом отношении – не просто удачный, а даже уникальный фильм. По-моему, это единственный советский фильм, посвящённый выдающейся работе СМЕРШ – лучшей контрразведке в мировой истории. Забвение, отсутствие должного признания, что случилось со СМЕРШ ещё в советское время, имело двойную основу.
Во-первых, бессменный глава ведомства, гениальная и трагическая фигура – В. С. Абакумов, вскоре после войны, пал жертвой хрущёвско-маленковского беспредела; удар, нанесённый по Абакумову, коснулся и его бывшей организации: тема СМЕРШ стала табуированной. Во-вторых, большинство спецопераций СМЕРШ оказались под классическим спецслужбистским грифом "секретно".
И если деятельность советской разведки во время войны нашла широкое освещение в советском кинематографе, то про работу нашей контрразведки в этот же период, такого совсем не скажешь. Даже само слово СМЕРШ упоминалось в советских картинах, по-моему, лишь дважды: в фильмах "Место встречи изменить нельзя" и "Совесть"; и упоминалось, что называется, постольку-поскольку. И вот, в год 35-летия Победы на экраны вышел целый фильм, посвящённый лучшей в истории контрразведке. Правда, название СМЕРШ, за 2 серии так и не прозвучало...
Фильм имеет реальную основу: летом 1944 года готовится Ясско-Кишинёвская операция – 7-й из 10 Сталинских ударов, ставших наглядной демонстрацией полководческого гения товарища И. В. Сталина. Цель – "срезать южный фланг войны" и вывести из неё Румынию. Командующим армией назначается генерал Берёзов, привлекающийся Ставкой для использования на решающих участках.
Командованием ставится задача дезинформации противника о месте главного удара советских войск: село Пырлицы – вместо села Бутешты. Эта задача и ложится на плечи контрразведки во главе с полковником Даниловым. Донесение данной дезинформации до врага становится главной сюжетной линией фильма.
В первый же день появления на новом месте Берёзов едва не погибает: в стан врага уходит шифровка о появлении генерала и местах его пребывания, и немцы устраивают бомбёжку. СМЕРШу удаётся спасти Берёзова, но становится ясно: в нашем тылу – вражеский агент, даже несколько; их выявление становится ещё одной сюжетной линией.
Но главный козырь немецкой разведки был впереди: под легендой кишинёвского подпольщика, на место действия прибыл вражеский разведчик Панков. Его цель – вербовка майора СМЕРШ – Чумаковой: оказыватся, её дети, считавшиеся погибшими, живы, и находятся в Германии; их жизнь и благополучие зависят от самой Чумаковой, которая должна передать немцам данные о том, когда, где и какими силами будет нанесён главный удар.
Майор, не задумываясь, докладывает об этом начальству; и только получив от него "добро", соглашается на вербовку, и начинает вести двойную игру. Сегодня, при капиталистически-эгоистическому мышлению не понять, как Чумакова могла пойти на такой шаг, и рисковать своими детьми. Но для коммунистического мировоззрения естественно ставить выше не личное, а общественное, и если понадобится – в ущерб личному.
Тот же Сталин не пощадил ради воюющей страны своих сыновей: Яков погиб, сражаясь за Родину, Василий выжил, совершив 26 боевых вылетов, каждый – без парашюта, чтобы, в любом случае, не попасть в плен. И майор сталинской армии не могла поставить двух своих выше миллионов других детей.
Первое время, различными бутафорскими средствами советской стороне удавалось преподносить врагу Пырлицы как место будущего удара, однако немецкая агентура вычислила и этот ход, и двойную игру Чумаковой – в целом, о чём и сообщила в Центр. Однако, одно из донесений было перехвачено и дешифровано контрразведчиками.
Таким образом, немцы знали о дезинформации, а наши – об этом знании немцев. В таких условиях, втянувшийся в чекистские игры Берёзов решается на невероятно рискованный ход: дать врагу реальное место удара – Бутешты – с расчётом на то, что немцы в это не поверят. Наши рискуют, и выигрывают: враг стягивает все силы к Пырлицам, откуда никто бить не собирается, а РККА победоносно наступает из района Бутешт.
Итак, фильм удачный – с этим никто не будет спорить. За счёт чего он стал таковым? Список факторов, делающих ту или иную картину успешной, универсален для всех жанров. Говоря о нашем, хочется в первую очередь выделить музыкальное сопровождение. Музыка всегда играет одну из ключевых ролей в восприятии того или иного фильма. В "Кодовом названии...", на всём протяжении звучит бодрое, выдающееся музыкальное творение М. Дунаевского, лучшее в его композиторской карьере. Эта музыка выполняет роль даже не вишенки, а сочной пропитки на и без того вкусном пироге, ещё больше подчёркивая его вкус.
Безусловно, нужно выразить создателям фильма большую художественную благодарность за то, что они сумели во-первых, придумать, а во-вторых, гармонично реализовать в фильме эффектный, нетривиальный сюжет. Фильм достаточно динамичный – под стать своему музыкальному оформлению, лишён негативно влияющей на зрелищность затянутости. При этом, создателям блестяще удалось найти грань между динамикой и статикой: при всей быстротечности фильма, в нём находится место и лирическим сценам, и крупным планам, и насыщенным диалогам, и довольно глубоким размышлениям.
И, конечно, актёрская игра. Очень удачное попадание в образ – у В. Шалевича, пробивной генерал Берёзов – на 100% его роль. Прототипом Берёзова считается генерал Н. Э. Берзарин. Однако, в этой роли отчётливо угадывается сам Сталин. Как и герой Шалевича, Вождь, будучи решительным, жёстким руководителем, однако же никогда не ставил себя в положение истины в последней инстанции – наоборот, всегда советовался с соратниками, и принимал сторону оппонента – при условии достаточной её аргументированности; при всей кажущейся суровости, обладал отличным чувством юмора; несмотря на высокое положение, был прост и доступен в общении.
В фильме именно Берёзов предлагает тонкий ход с выдачей врагу Будешт – ход, который по смыслу должен был исходить от чекистов. Так и у Сталина были чекистские мозги, Вождь лично участвовал в разработке многих операций государственного масштаба, проводимых НКВД-НКГБ-МГБ; Именно Сталин, например, выдвинул для Судоплатова идею замаскировать взрывное устройство для коновальца под коробку конфет.
Убедительный, выразительный полковник СМЕРШ получился из Михаила Волкова – сказался опыт исполнения родственных ролей – в трилогии про "Сатурн". Гармонична в неожиданном образе женщины-контрразведчика А. Покровская. То, что она способна исполнить такую, пробивную роль, было ясно из ещё фильма "Свой", где Покровская играла следователя прокуратуры. Здесь, где роль такого плана потребовала более явного раскрытия, она оказалась на высоте. Когда я вспоминаю эти 2 роли Покровской, то всегда жалею, что в 5-серийном "Визите к Минотавру" роль следователя исполнила очень мягкая А. Каменкова, а не Покровская или Н. Гундарева.
Хорошо играет начальника вражеской разведки Эдуард Марцевич, возможно, даже переигрывает. Вообще, лучшая роль Марцевича (из того, что я видел) – в фильме "Хлеб, золото, наган"; фильм слабый, а игра Марцевича гениальная. Когда я смотрю остальные его роли, испытываю некоторое разочарование – из-за того, что сыграны они не так ярко.
В фильме также достаточно удачно сыграла целая группа местных, молдавских актёров: Виктор Бурхарт (тот самый Панков), Нелли Мельник (сержант Тамара), Игорь Чирков (ординарец Данилова) и другие; хотя озвучивание их ролей было всё же доверено более опытным и известным артистам.
Приятного просмотра!
Свежие комментарии