На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Потехин
    КОРОТКО - О ТРИКОЛОРЕ И КРАСНОМ ФЛАГЕ! ТРИКОЛОР (Бело-сине-красный флаг): - Триколор появился на Руси как купеческий...Власовские флаги ...
  • Александр Потехин
    Государственным флагом России триколор стал только с 1896 года по личному желанию и указом последнего русского царя Н...Власовские флаги ...
  • Александр Потехин
    о Красном флаге. Исторически, как это не страшно звучит для наших либеральных правителей, как раз именно Красное зна...Власовские флаги ...

Польские штрафбаты


Об истории штрафных частей польской армии, воевавшей на стороне СССР в годы Второй Мировой войны.

Сегодня уже хорошо известно, что еще в конце 1940 года советское руководство рассматривало возможность создания на своей территории стрелковой дивизии из состава польских военнослужащих, «взятых в плен» Красной Армией в сентябре 1939 года.

Впрочем дело сдвинулось с мертвой точки лишь после нападения Третьего Рейха на Советский Союз.

«ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ОТРЯДЫ»

Весной 1942 года большая часть польских граждан записалась в армию Владислава Андерса, которая покинула СССР и впоследствии сражалась на стороне западных союзников по антигитлеровской коалиции в Африке и Европе. В свою очередь, в мае 1943 года в Сельцах под Москвой началось формирование 1-й польской пехотной дивизии им. Тадеуша Костюшко, которой предстояло воевать на советско-германском фронте. Таким образом, Иосиф Сталин создал свое собственное «Войско Польское».

Солдаты 1-й польской пехотной дивизии им. Т.Костюшко

Польские части формировались по штатам, принятым в советских стрелковых частях. Обучение солдат проводилось по уставу РККА. Кроме обычных подразделений в составе «костюшковской» дивизии были созданы и свои «дисциплинарные» отряды. Срок нахождения в штрафных частях варьировался от одного до трех месяцев. На протяжения этого времени «костюшковцы» теряли свои звания и награды и именовались «временными солдатами».

Штрафные части были пехотными, но при этом в них попадали представители различных родов войск. Впрочем, долгое время «ссылка» в польские дисциплинарные отряды была не самым страшным наказанием.

Наихудшим было лишение звание и отправка в лагерь, из которого «костюшковец» был призван в дивизию. Так, по воспоминаниям командира дивизии Зигмунта Берлинга, «в ссылку» были отправлены один офицер артиллерии и шесть рядовых, которые высказали свою лояльность польскому эмигрантскому правительству в Лондоне.

Униформа солдата 1-й польской пехотной дивизии им. Т.Костюшко

Штрафники «амнистировались» лишь в случае прохождения полного срока «службы», ранения, или героического поступка, совершенного ими на поле боя. После этого, солдатам и офицерам сразу же возвращались звания и награды.

ЖИЗНЬ В «ХОРОШИХ УСЛОВИЯХ»

7 августа 1943 года командовавший 1-й польской пехотной дивизией Зигмунт Берлинг издал приказ о создании штрафной роты. Решение о направлении туда принимал дивизионный полевой суд. Впрочем, окончательно определить условия прохождения службы в польских штрафных частях удалось лишь к началу 1944 года. С этого времени в «дисциплинарные» отряды направлялись лишь рядовые или офицеры, разжалованные за преступления, предусмотренные Кодексом польских вооруженных сил в СССР.

"Костюшковец"

Впрочем, можно сказать, что польским штрафникам того периода везло. Их не направляли на «передок» и не поднимали в «бессмысленные лобовые атаки». Военный прокурор Ян Масталеж в одном из своих донесений писал: «Приговоренные к службе в дисциплинарных подразделениях живут в очень хороших условиях – в домах колхозников. В боях с немецко-фашистскими оккупантами не участвуют, потерь не несут, что оказывает отрицательное влияние на моральное состояние солдат».

В апреле 1944 года была введена Инструкция штрафного отдела 1-го корпуса польских вооруженных сил в СССР. В соответствии с ней, существующую «дисциплинарную» роту заменили на штрафной отряд Польских вооруженных сил в Советском Союзе, находившийся под надзором главного военного прокурора корпуса.

Агитационный плакат

Это решение объяснялось еще и увеличением количества «штрафников». В составе отряда были две роты, в каждой из которых было по три взвода. В инструкции также четко прописывалось необходимость использования штрафных подразделений на опасных участках фронта.

ОСВОБОЖДАЯ ПОЛЬШУ

16 марта 1944 года была создана 1-я польская армия. В ее составе было сформировано пять штрафных рот. Находясь на территории Польши летом-осенью 1944 года, командование Народного Войска Польского активно использует штрафные части, как авангард в наступлении. Особенно кровопролитные бои полякам пришлось вести во время переправ через Вислу и Одер, а также на Поморском валу. Для многих «штрафников» Народного Войска Польского они стали последними.

Солдат 1-й польской пехотно дивизии им. Т.Костюшко

К примеру, в сражении на пражском предместье польской столицы 13 сентября 1944 года среди прочих погиб уроженец Винницкой области, проживавший до войны в Киеве, штрафник, бывший помощник начальника автомобильного отделения армии, поручик 1-й польской пехотной дивизии им. Т.Костюшко Людвиг Панасевич. Местом его погребения стала братская могила на Таргувке. Тогда же «смертью храбрых» погиб и другой штрафник, бывший командир взвода управления отдельной зенитной дивизии, поручик Станислав Харковский. В 1941-1944 гг. этот человек проходил службу в частях Красной Армии, а затем был переведен в Войско Польское.

Среди погибших под Варшавой «костюшковцев» были не только поляки. На Таргувке похоронен и штрафник, бывший командир стрелкового взвода 1-й польской пехотной дивизии им. Т.Костюшко, поручик Петр Тихонов. Этот человек родился в 1923 году в Вологодской области и был призван в польскую армию в 1944 году.

Многие из бойцов «дисциплинарных» частей продемонстрировали в тех сражениях мужество и героизм и были удостоены высоких наград. Одним из таких был командир штрафной роты 4-й польской пехотной дивизии, уроженец Свердловска, поручик Николай Водяницкий. Вот выдержка из наградного листа на этого человека: «В наступательных боях с 13 по 18 марта 1945 года при овладении сильно укрепленным городом и портом на Берегу Балтийского моря Кольбергом (Колобжегом) ст. лейтенант Водяницкий проявил мужество и героизм, чем самым помог выполнить полку поставленную задачу.

Солдаты Народного Войска Польского у Балтийского моря в Колобжеге

Выполняя обязанности командира штрафной роты при выбытии из строя командира 3-го батальона, принял командование батальоном, поднял его вперед и занял депо. Немцы перешли в контратаку, которую батальон отбил при поддержке приданной артиллерии. Сломив сопротивление в районе фабрики, батальон ворвался на окраину города и выбил оттуда немцев. Повернув к морю, солдаты батальона разрезали оборону немцев на две части, которые были разбиты через несколько часов. В бою батальон имел большие трофеи».

Еще одним участником боев за Колобжег был командир роты второго отдельного моторизованного батальона огнеметчиков, сержант Чеслав Коморовский. В январе 1945 года этого военнослужащего обвинили в самовольной отлучке из расположения части, когда его подразделение находилось в освобожденной Варшаве. 9 марта решением полевого суда Коморовский был разжалован и приговорен к месячному сроку службы в «штрафроте», которая вскоре приняла участия в кровопролитной битве за Колобжег. Именно бывший огнеметчик был в составе штурмовой группы, которая сходу ворвалась в порт, и участвовала в штурме маяка. Уже 19 марта приговор Коморовскому был отменен и «жолнеж» был восстановлен в звании.

Среди штрафников-костюшковцев были и белорусы. Так, к награждению орденом Красной Звезды в сентябре 1944 года был представлен уроженец Витебской области, поручик Дмитрий Азарёнок. В октябре 1943 года этот человек участвовал в легендарной и кровопролитной битве под Ленино, а в августе 1944-го в боях под Демблином и Гурой Кальварией. Во время боев в варшавском предместье Прага белорус заменил убитого командира батальона и повел солдат в атаку, в результате которой «костюшковцам» удалось выбить врага с его позиций. Позднее поручик Азаренок командовал штрафной ротой 1-й польской армии.

Такова история формирования и деятельности штрафных частей 1-й польской пехотной дивизии им. Тадеуша Костюшко и Народного Войска Польского, воевавших на стороне СССР. «Костюшковцы» до конца выполнили свой долг и внесли свой вклад в победу над нацисткой Германией.

Ссылка на первоисточник
наверх