На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Daddy Bo
    Он оставил? Попугайчики вы, повторяющие чужие фантазии. Да в этом банке Леонов явно был на положении "унтера с кавале...Алексей Леонов: з...
  • Малик Гумеров
    "Почему Сталин хотел, чтобы в СССР забыли Великую Отечественную" - ТУПОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ РУСОФОБА !!!   Это раз ! !      ...Почему Сталин хот...
  • dastin681 Рытов
    верно....Почему Сталин хот...

40 и 100 лет назад. "До свиданья, наш ласковый Миша!"

40 лет назад, 19 июля 1980 года, Леонид Ильич Брежнев открыл Олипийские игры в Москве. Он произнёс, возможно, самую короткую из своих речей. Она была настолько короткой, что даже не вошла в его собрание сочинений. Вот её полный текст:

– Уважаемый господин президент Международного олимпийского комитета!

Спортсмены мира! Уважаемые гости! Товарищи! Я объявляю Олимпийские игры 1980 года, знаменующие XXII Олимпиаду современной эры, открытыми!

Но читал эту речь Леонид Ильич, чтобы не ошибиться, по бумажке. Что послужило поводом для антисоветского анекдота:

«Брежнев открывает Олимпийские игры:

– О! О! О! О! О!

Ему шепчут:

– Леонид Ильич, текст ниже, это олимпийские кольца».

Всё это было, а вернее, не было (если говорить про сюжет анекдота) ровно 40 лет назад. Кстати, я тоже помню это событие, хотя учился тогда в младшей школе. Перед олимпиадой московские власти старались, чтобы в городе было меньше москвичей, и среди школьников весной 1980 года проводилось анкетирование: где вы будете проводить лето? Все быстро сообразили, как требуется отвечать, и писали: в пионерлагере... на даче... в деревне... Разумеется, я тоже понимал, что требуется писать, но разозлился и написал: «в Москве». Хотя на самом деле вовсе не собирался быть в городе во время Игр, но написал так из упрямства. Учительница была очень недовольна таким ответом, и даже жаловалась потом родителям.

На открытии Олимпиады (как, впрочем, и на закрытии) наибольшее впечатление на меня произвёл даже не улетающий на воздушных шариках и прощально машущий лапой Мишка под грустную песенку:

На трибунах становится тише,

Тает быстрое время чудес.

До свиданья, наш ласковый Миша,

Возвращайся в свой сказочный лес...

– а большой экран из цветных платков, которые держали в руках люди. И из которых складывались разнообразные цветные картины – то берёзовый лес, символ русской природы, то роняющий слезу Мишка, то спортивные сюжеты. Потом это ещё много раз повторялось на других мероприятиях в разных странах, но нигде уже не производило такого сильного впечатления. Думаю, что это было одно из лучших ноу-хау в оформлении Олимпиады, и главное, нечто свойственное именно социализму с его умением организовывать множество людей в единый слаженно и согласованно действующий организм.

А в общем, в Олимпиаде было что-то очень грустное, и поэтому минорная песенка в её конце вышла довольно символической. Ведь это была попытка СССР – пусть пока в области спорта – встроиться в «единый мир». Но эта попытка не удалась – Олимпиаде Западом был объявлен бойкот под предлогом войны в Афганистане, и хотя она всё-таки состоялась, но само «встраивание» не получилось. Редкий случай, пожалуй, просоветского анекдота из фольклора начала 80-х:

«Передача «Голоса Америки»: «А сейчас, дорогие радиослушатели, сводный хор Белого дома исполнит песню “Гори огнём, Олимпиада”».

Советский мультсериал «Баба Яга против» (1979), сатирически показывающий борьбу «Бабы Яги», олицетворяющей Запад, против талисмана Олимпиады

Не вышло встраивание и в 90-е годы, когда за него было заплачено огромной ценой демонтажа СССР и социализма. Почему? Ну, наверное, потому, что не может единый мир быть построен на главных, фундаментальных законах капитализма – «война всех против всех» и «человек человеку волк». Рассыпается такой глобальный мир на куски, на враждующие друг с другом обломки, и каждый из них – сам за себя и против всех остальных. И встроиться в такой мир просто невозможно по определению, разве что в состоянии войны. Которая, кстати, и полыхает, что мы видим даже прямо сегодня, на развалинах СССР...

Но всё-таки эта попытка 1980 года, сделанная под руководством Леонида Ильича, с его идеей разрядки и мечтой о вечном мире в Европе и мире, пусть и неудачная, была стократ более достойной, чем то, что стало твориться потом, в святые девяностые.

Могут спросить: а причём же здесь «сто лет назад»? А вот при чём: ровно сто лет назад, 19 июля 1920 года, в Петрограде открылся Второй конгресс Коминтерна. Это был по сути первый настоящий конгресс Коминтерна, потому что на первом конгрессе, кроме русских большевиков и германских коммунистов, реальных компартий почти и не было представлено. А вот на второй собрались уже совершенно реальные революционные марксистские партии со всего света. Это был действительно «первый вселенский собор» революционных марксистов.

А этой фотографии ровно 100 лет. Вероятно, этих людей в этот момент можно назвать «мозгом рабочего класса» всей планеты. 19 июля 1920 года, Петроград, Второй конгресс Коминтерна. У дворца Урицкого (ныне Таврический дворец). Фото Карла Буллы. За Владимиром Лениным стоит Максим Горький. Справа от Горького стоит Григорий Зиновьев. Второй слева – Лев Карахан, третий – Карл Радек, пятый — Николай Бухарин, седьмой – Михаил Лашевич, восьмой – сын Горького Максим Пешков. В центре – Мария Ильинична Ульянова, рядом с ней — бородач Николо Бомбаччи (тот самый, повешенный вверх ногами в 1945-м рядом с Муссолини)

Исаак Бродский. Торжественное открытие II конгресса Коминтерна во дворце Урицкого в Ленинграде. 1920—1924 годы.

В общем, по иронии истории, два главных события всемирного значения двух разных эпох, эпохи Ильича и эпохи Ильича второго, начались в один день, 19 июля, с разницей в 60 лет. И они были на каком-то глубинном уровне связаны между собой, не случайно же накануне Олимпиады-80 шутили: «Наступит ли коммунизм в 1980 году?» – «Нет, вместо этого в Москве состоятся Олимпийские игры». Какому из этих событий стоит отдать предпочтение? Попытке переделать весь мир («мы наш, мы новый мир построим») или же на почётных условиях стать частью мира старого? По-моему, ясно, что первой, тем более, что из второй, увы, ничего не вышло. Ни тогда, ни позднее, ни тушкой, ни чучелком, ни Мишкой-талисманом СССР и Россию в глобальный мир не приняли... Олимпиада в Сочи-2014 была в этом смысле тенью Олимпиады-1980, и с ещё более обескураживающим и отрезвляющим финалом: надо ли напоминать, что она закончилась войной победой Евромайдана и войной на Донбассе.

Так что... «До свиданья, наш ласковый Миша! Возвращайся в свой сказочный лес!».

Второй конгресс Коминтерна. 1920 год. Среди запечатлённых на фото: Троцкий, Зиновьев, Калинин, Радек

Источник.

Картина дня

наверх