Наш «дорогой Леонид Ильич» был страстным коллекционером автомобилей – занятием совершенно не распространенным в стране СССР по причине элементарного отсутствия условий для такого хобби. Эта коллекция роскошна и по меркам нашего времени, и, к сожалению, не сохранилась, так как многие автомобили для него формально принадлежали государству.
Брежнев любил роскошь. Любил охоту, любил принимать и дарить. Кроме автомобилей, коллекционировал оружие, золото, медали, и другие предметы роскоши. К старости такая черта характера, как любовь к роскоши только усилилась.Брежнев бы очень богат, несмотря на то что определить его состояние в денежном эквиваленте невозможно. Ведь практически все деньги Союза Советских Социалистических Республик были в его распоряжении. Даже все принятые им подарки считались собственностью КПСС. Говорят, что у жены Брежнева была однокомнатная квартира в Москве, где находилось несметное количество всевозможных подарков от разнообразных стран и народов. В литературе говорится о умопомрачительных состояниях его детей, Юрия и Галины. У Юрия семь миллионов рублей, у Галины – шесть.
Стоит сказать, что мнения по поводу количества автомобилей в коллекции различны. Одни говорят о цифре в 49 автомобилей, другие уже о 324 автомашинах. На мой взгляд, для истории не имеет большого значения точно количество автомобилей в коллекции деятеля такого ранга, как Брежнев. Пожалуй, просто интересны наиболее знаковые подарки, которые имели довольно ощутимое влияние на ход истории.
Уже после войны Брежневу доставляли трофейные автомобили из Германии.
В этой шикарной коллекции насчитывают 68 иностранных машин, которые он получил, в основном, в подарок.
Уже в 1938 году партия презентовала ему Buick-90 Limited (фото выше), как первому секретарю Днепропетровского областного комитета партии. Кстати, одно хобби порядком смягчило в то время отношения между СССР и США в семидесятых годах.
Первой машиной коллекции генсека стала Maserati Quattroporte – одну из самых дорогих и скоростных машин в мире. Эта машина имела мощность 290 л.с. и максимальную скорость 230 км/ч.
Вскоре, Арманд Хаммер торжественно вручает Брежневу Rolls-Royce Silver Shadow. Таких автомобилей в мире было всего 5, и этот экземпляр специально подготовлен для Брежнева.
Не прошло и года, как кремлевская коллекция пополняется подарком от канцлера ФРГ – черным 6-дверным Mercedes 600 с особым кузовом «пульман-лимузин», коих на свете было всего семь штук.
Далее – 1972 год, и Cadillac Eldorado. Машину подарили по подсказке посла СССР в США Добрынина, который передал желание Брежнева иметь именно такую машину.
Следующим в коллекции стал Lincoln Continental 1972 года. Эта машина также была подарена Брежневу. История была такова – во время визита Никсона в СССР, Брежнев увидел лимузин президента США, и имел неосторожность пожелать себе такой же. Тогда, Никсон решил подарить Брежневу такой автомобиль, что, надо сказать, оказалось непростой идеей. Во-первых, последний на то время Линкольн 1973 года был откровенно плох и менее мощен, было решено дарить Линкольн 1972 года, на что, увы, в госбюджете США денег не оказалось. Тогда Арманд Хаммер собирает деньги, и, вместе с американскими бизнесменами, находит искомую сумму. Подарок сделали. Роскошный голубой седан был преподнесен Брежневу в Кемп-Дэвиде. Машина была также уникальна, как и все другие – там была и климатическая установка, и электрорегулировка кресел, и музыкальный центр. Когда Брежнев увидел сей суперкар, весьма обрадовался, и принял решение прокатиться на ней немедля, вместе с Никсоном.
Дорога была очень узкой, Брежнев откровенно лихачил, чем весьма озадачил президента. который призывал ехать его осторожней, но, все обошлось, Брежнев похвалил автомобиль. Затем, этот автомобиль стал любимым средством передвижения Брежнева.
В коллекции генсека была и машина из Японии. Это Nissan President 1973 года выпуска. Автомобиль также подготовлен для главы СССР, более того, радиоприемник SONY специально был адаптирован для советского диапазона УКВ.
Брежнев любил водить, и, с возрастом, не отказывал себе в этом удовольствии. Осенью 1980 в поездке из Завидово, из-за своей любви к скорости, попал под МАЗ-502 на своем Rolls-Royce Silver Shadow. Подарок был окончательно испорчен. А с Леонидом Ильичем ничего в общем-то и не произошло. Взамен прислали Rolls-Royce Silver Wraight-II 1979, но уже для коллекции, так как дорогой наш Леонид Ильич более не садился за руль сам. Искореженную «Серебряную тень» продали в 1986 году в Ригу.
Из отечественных автомобилей, в коллекции была «Волга» модели 3102. Подарок был подарен Леониду Ильичу на 9 мая 1982 года. Машина была с оригинальной отделкой и восьмицилиндровым двигателем.
После прихода Горбачева, автомобили разошлись по разным местам. Замечательный Maserati попал в Эстонию. После перестройки очутился в руках охранной фирмы «Доломит», состоявшей из бывших сотрудников КГБ, которые продали его Маргарет Тэтчер. Судьба части машин и вовсе неизвестна. Но новым владельцем Нисана стал настоятель Почаевской лавры, откуда перекочевала к Борису Лахметкину в очень хорошем состоянии.
Уникальная Брежневская волга стала всего лишь такси в одном их таксопарков. А вот Cadillac Eldorado можно увидеть в клубе «Автоамерика» в Москве.
До сих пор всплывают то тут то там по миру разные автомобили из коллекции Брежнева. В Германии с аукциона был продан Мерседес Брежнева. В Москве в очередной раз перепродавали автомобиль Ниссан на аукционе, организованным Sotheby’s, правда на этот раз неудачно. И так далее.
Увы, такой итог этой замечательной коллекции, так как, согласно традициям с 1917 года, руководитель КПСС не мог иметь никаких доходов, кроме зарплаты, не мог принимать никакие подарки в собственное владение, так что автомобили принадлежали СССР, и все были отобраны у семьи после его смерти.
Что же, коллекционирование автомобилей было явно не в моде СССР, и, по моему мнению, это и стало причиной утраты такого замечательного собрания эксклюзивных автомобилей.
Свежие комментарии