На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • xe es
    Художественная школа бесплатно, с дипломом художника-оформителя однако, музыкалка платная, туда не взяли по причине н...Почему дети в ССС...
  • Виктор Cергеевич Леонов
    Мною подполковником милиции (в отставке) Леоновым В.С. написана и издана в 2015 г. книга «ДЕТЕКТИВНЫЕ СЕЛЬСКИЕ БЫЛИ» ...Отличие советской...

Они нас или мы их!.. Середки нету. На кровь – кровью

Иосиф Виссарионович Сталин (ч.2)

25 октября 1917 в ходе вооруженного восстания большевики свергли Временное правительство, и уже через 2 дня Сталин вошел в состав 1-го Советского правительства, получив пост Наркома по делам национальностей.

29 ноября с целью решения без проволочек первостепенных вопросов в ЦК создали «Оперативное бюро» в составе Ленина, Сталина, Свердлова и Троцкого.

С началом гражданской войны Ленин стал направлять Сталина на самые сложные участки фронта, он никогда не сомневался в том, что товарищ Коба выполнит задание партии.

В 1918г. Советская Россия оказалась отрезанной от самых плодородных районов бывшей Российской империи.

6 июня 1918г. Сталин вместе с гражданской женой Надеждой Аллилуевой, отрядом в 400 красногвардейцев и ленинским мандатом прибыл в Царицын. Председатель Совета народных комиссаров наделил Иосифа Виссарионовича исключительными правами:

«Член Совета Народных Комиссаров, Народный комиссар Иосиф Виссарионович Сталин, назначается Советом Народных Комиссаров общим руководителем продовольственного дела на юге России, облечённым чрезвычайными правами. Местные и областные совнаркомы, совдепы, ревкомы, штабы и начальники отрядов, железнодорожные организации и начальники станций, организации торгового флота, речного и морского, почтово-телеграфные и продовольственные организации, все комиссары и эмиссары обязываются исполнять распоряжения тов. Сталина.

Председатель Совета Народных Комиссаров

В. Ульянов (Ленин)».

Ленин прекрасно понимал, что если удастся добыть хлеб, Советская Россия устоит и получит минимальный шанс на победу, если Сталин не обеспечит поставки хлеба, республика рухнет.

Уже через сутки Иосиф Виссарионович телеграфировал Ильичу, что бы тот не сомневался в том, что он наведет в Царицыне порядок. Для этого Иосифу Виссарионовичу потребовалось нормализовать работу железнодорожного и речного транспорта, накопить подвижные составы, ввести для граждан продуктовые карточки, стабилизировать цены на продовольствие и усилить борьбу со спекулянтами. До конца июня в Москву отправились три хлебных эшелона, Сталин не только достал для столицы хлеб, но и организовал оборону Царицына, сдерживая наступление превосходящих сил белогвардейцев.

Во время обороны города произошла первая ссора Кобы с председателем Реввоенсовета Львом Давидовичем Троцким.

10 июля 1918г. Сталин отправил Ленину гневное письмо, в котором предупредил Ильича, что если Троцкий продолжит абы кому раздавать мандаты, то через месяц большевики потеряют Царицын и лишаться поставок хлеба с территории Северного Кавказа. Он написал, что ему плевать на людей с мандатами подписанными Троцким, если он увидит, что они губят дело, он станет их безотлагательно свергать.

Иосиф Виссарионович знал, о чем пишет, об этом свидетельствует история царского полковника Анатолия Леонидовича Носовича. В июне 1918г. по приказу Сталина, подозревавшего о подготовке белогвардейского мятежа в Царицыне, арестовали штаб Северо-Кавказского военного округа, включая начштаба Носовича. Вскоре по личному приказу Троцкого арестованных освободили, а 11 октября 1918г. Носович похитив секретные военные карты, перебежал к белым.

3 февраля 1919г. белогвардейский журнал «Донская волна» опубликовал статью Носовича, в которой он оценил роль Сталина в обороне Царицына:

«Главное значение Сталина было снабжение продовольствием северных губерний, и для выполнения этой задачи он обладал неограниченными полномочиями...

Линия Грязи - Царицын оказалась окончательно перерезанной. На севере осталась лишь одна возможность получать припасы и поддерживать связь: это - Волга. На юге, после занятия «добровольцами» Тихорецкой, положение стало тоже весьма шатким. А для Сталина, черпающего свои (хлебные) запасы исключительно из Ставропольской губернии, такое положение граничило с безуспешным окончанием его миссии на юге. Не в правилах, очевидно, такого человека, как Сталин, отступать от раз начатого им дела. Надо отдать справедливость ему, что его энергии может позавидовать любой из старых администраторов, а способности применяться к делу и обстоятельствам следовало бы поучиться многим.

Постепенно, по мере того, как он оставался без дела, вернее, попутно с уменьшением его прямой задачи, Сталин начал входить во все отделы управления городом, а, главным образом, в широкие задачи обороны Царицына в частности и всего Кавказского фронта вообще.

К этому времени в Царицыне атмосфера сгустилась. Царицынская чрезвычайка работала полным темпом. Не проходило дня без того, чтобы в самых, казалось, надежных местах не открывались различные заговоры. Все тюрьмы города переполнились...

Борьба на фронте достигла крайнего напряжения... Главным двигателем и главным вершителем всего с 20 июля оказался Сталин. Простой переговор по прямому проводу с центром о неудобстве и несоответствии для дела настоящего устройства управления краем привел к тому, что Москва отдала приказ, которым Сталин ставился во главе всего военного и гражданского управления...»

В сентябре 1918г. у Сталина произошел новый конфликт с Троцким.

Иосиф Виссарионович без согласования с ВЦИК отстранил от дел командующего Южным фронтом Павла Павловича Сытина, носившего в кармане френча заветную «бумажку от Троцкого». После этого случая ЦК отозвал строптивого грузина в Москву.

И хотя позже Ленин формально осудил Сталина за расстрелы контрреволюционеров, он не сомневался, что именно товарищ Коба отстоял Царицын.

30 ноября Сталин вошел в созданный Ильичем «Совет рабочей и крестьянской обороны».

В начале января 1919г. он по поручению ЦК вместе с Феликсом Эдмундовичем Дзержинским выехал в Вятку, чтобы разобраться в причинах сдачи Перми в декабре 1918 года «Сибирской армии» Колчака.

За считанные дни Сталин и Дзержинский наладили работу тыловых служб, сформировали свежие воинские части и восстановили боеспособность понесшей тяжелые потери 3-й армии РККА. Уже в феврале 3-я армия отбила наступление белогвардейцев на Вятку, а в мае 1919г. при поддержке 2-й армии заняла Пермь.

В марте 1919г. Ленин, не считаясь с тяжелейшими нагрузками, которые испытывал Иосиф Виссарионович, назначил его Наркомом «Рабоче-крестьянской инспекции». В период глобальной экономической разрухи наркомату «РКИ» предстояло заняться архисложными экономическими вопросами:

- стабилизацией финансового сектора;
- нормализацией труда немногочисленных госчиновников;
- налаживанием работы топливно-энергетического комплекса.

В мае 1919г. когда войска генерала Юденича двинулись на Петроград, Сталина срочно отправили на Западный фронт. Помимо организации обороны города, он курировал работу по ликвидации белогвардейского подполья и убирал из армии подозрительных военспецов. С 12 по 18 июня 1919г. Иосиф Виссарионович руководил подавлением белогвардейских мятежей в форте «Красная Горка» и на батарее «Серая лошадь».

Вскоре он доложил Владимиру Ильичу об оперативном подавлении мятежа:

«Вслед за Красной Горкой ликвидирована Серая Лошадь. Оружие на них в полном порядке. Идет быстрая проверка всех фронтов и крепостей. Морские специалисты уверяют, что взятие Красной Горки с моря опрокидывает морскую науку. Быстрое взятие Горки объясняется самым грубым вмешательством со стороны моей и вообще штатских в оперативные дела, доходившим до отмены приказов по морю и суше и навязывания своих собственных. Считаю своим долгом заявить, что я буду впредь действовать, таким образом, несмотря на все мое благоговение перед наукой».

9 июля 1919г. Сталин по поручению Ленина прибыл в расквартированный в Смоленске штаб Западного фронта. Несмотря на категорический протест вождя, Иосиф Виссарионович добился смещения с должности члена «Революционного военного совета» Алексея Ивановича Окулова. Обстановка на фронте тут же «чудесным» образом стабилизировалась, польское наступление на Смоленск захлебнулось.

27 сентября 1919г. Иосифа Виссарионовича назначили членом «Революционного совета Южного фронта», от командующего Юго-Восточным фронтом Василия Ивановича Шорина, он узнал, что тот получил приказ Троцкого наступать фронта по направлению Царицын – Новороссийск. План нанесения главного удара в тыл деникинских войск «идеально» выглядел на бумаге, но для Сталина стало ясно, что наступающие могут увязнуть в многочисленных боях, проходя через исконные земли донского казачества. Совместно с командующим Южным фронтом, бывшим подполковником императорской армии Александром Ильичом Егоровым он выработал новый вариант наступления. Предполагалось, что наступление фронта развернется от Воронежа на Донбасс, Харьков и Ростов, в этих промышленных районах красноармейцы получат поддержку и помощь многочисленного пролетариата.

План одобрил Главком вооруженных сил Республики, Сергей Сергеевич Каменев. В ноябре 1919г. – январе 1920г. войска фронта нанесли поражение армии Деникина и заняли города Харьков, Полтаву, Донбасс, Ростов-на-Дону.

27 ноября 1919г. ВЦИК наградил Иосифа Виссарионовича Орденом Красного Знамени (№400) в постановлении говорилось:

«В минуту смертельной опасности, когда окружённая со всех сторон тесным кольцом врагов Советская власть отражала удары неприятеля; в минуту, когда враги Рабоче-Крестьянской революции в июле 1919 года подступали к Красному Питеру и уже овладели Красной Горкой, в этот тяжёлый для Советской России час, назначенный Президиумом ВЦИК на боевой пост Иосиф Виссарионович Джугашвили (Сталин) своей энергией и неутомимой работой сумел сплотить дрогнувшие ряды Красной Армии. Будучи сам в районе боевой линии, он под боевым огнём личным примером воодушевлял ряды борющихся за Советскую Республику.

В ознаменование всех заслуг по обороне Петрограда, а также самоотверженной его дальнейшей работе на Южном фронте, Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет постановил наградить И.В. Джугашвили (Сталина) орденом Красного Знамени».

Поскольку наиглавнейшей для партии стала борьба за топливо, 20 января 1920г. Сталина назначили председателем «Украинского совета трудовой армии».

С конца мая по начало сентября 1920г. Иосиф Виссарионович как представитель «Революционного военного совета республики» по сути, руководил «Реввоенсоветом» Юго-Западного фронта. В начале мая 1920г. Троцкий приказал «Западному» (Михаил Николаевич Тухачевский) и «Юго-Западному» фронтам (Александр Ильич Егоров, Сталин член «Реввоенсовета» фронта) начать наступление на Варшаву.

12 июня 1920г. войска Юго-Западного фронта вошли в Киев и начали наступление на Львов. Для усиления своих войск Тухачевский согласовал с Троцким передачу ему из состава Юго-Западного фронта 1-й Конной армии Буденного и 12-й армии Восканова.

11 августа Егоров и Сталин получили зашифрованный приказ председателя «Революционного военного совета», правда, вот незадача, расшифровали его только 13 августа.

14 августа Троцкий лично приказал Егорову и Сталину немедленно передислоцировать части Буденного и Восканова на Люблинское направление. Егоров ответил, что войска фронта ведут тяжелые бои за город Львов, отвод 2-х армий может закончиться для фронта катастрофой.

Только 21 августа армия Буденного выполнила приказ Главкома, а 12-я армия так и осталась в составе Юго-Западного фронта. Это обстоятельство уже не могло ни на что повлиять, поскольку 16 августа 1920г. войска Юзефа Пилсудского атаковали и разгромили слабую «Мозырскую группу» РККА. Сегодня поражение войск Западного фронта рядом историков приписывается Сталину, который якобы саботировал приказы Троцкого и Каменева, другие исследователи обвиняют воевавшего на грани фола Тухачевского, заслуженно носившего пренебрежительное прозвище «Красный Бонапарт».

По правде говоря, как бы в августе 20-года не обстояло дело с сорванной передислокацией 1-й и 12-й армий, историкам не стоит забывать, что в тот период Запад помогал Польше готовиться к глобальному решению «советского вопроса».

Польской армией командовал, глава франко-британской миссии генерал Максим Вейган, сотни французских и английских офицеров служили в польских частях военными советниками. Вспомогательная эскадрилья ВВС США наносила бомбовые удары по наступающим войскам РККА.

Войска Тухачевского, вышедшие к Варшаве, были измотаны боями, им не хватало снарядов, патронов и провианта. Советское командование недооценило подъем польского национального духа, который помог свершиться «Чуду на Висле».

О том какой опыт-военного политического руководства получил Иосиф Виссарионович Сталин в годы Гражданской войны можно судить, например, по воспоминаниям маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского:

«О Сталине как военном руководителе в годы войны необходимо написать правду. Он не был военным человеком, но он обладал гениальным умом. Он умел глубоко проникать в сущность дела и подсказывать военные решения».     

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх