
Где спасаться от ядерной атаки
В эпоху «холодной войны» советские люди так же, как, впрочем, и американцы, вполне допускали, что «вероятный противник» вот-вот подвергнет их мирные города атомной бомбардировке.
На этот случай во всех крупных, и в большинстве остальных городов СССР были построены специальные убежища. Детям на занятиях в школе рассказывали, где находятся эти убежища, и водили туда на ознакомительные экскурсии. Убежища располагались в подвальной части многоэтажных домов, под различными учреждениями, учебными заведениями и больницами. В некоторых городах эти убежища сохранились со времен Великой Отечественной войны и модернизировались с учетом новых требований. В Москве и других мегаполисах убежищами в случае необходимости, как известно, могут стать станции метро.
Детям рассказывали о том, что убежища построены из более прочных материалов, чем обычные здания, имеют надежные перекрытия, систему вентиляции, оборудованы санузлами и электрогенераторами.
В случае ядерной атаки в городе, который подвергается нападению, зазвучит сигнал тревоги, и по этому сигналу все должны быстро и организованно спуститься в ближайшее убежище.
Демонстрировались даже учебные плакаты, на которых изображалось внутренне устройство таких помещений: люди чинно сидят на лавках, некоторые лежат на двухэтажных нарах, на заднем плане мальчик наливает воду из-под крана, а другой ребенок открывает дверь с надписью «Туалет».В сельской местности, рассказывали детям, жителям следует создавать укрытия, устроенные точно так же, как землянки времен Великой Отечественной войны. Для перекрытий рекомендовалось использовать бревна, хворост, даже глиняные кирпичи.
Этой теме – убежища и укрытия от ядерной атаки – был посвящен учебный диафильм, созданный в 1970 году по заказу Министерства просвещения СССР, а также множество специальных брошюр и плакатов.
Кроме того, школьники знали, если убежище или укрытие находятся далеко, можно спрятаться в подвале или погребе, упасть в какую-нибудь канаву, яму, овраг или хотя бы за пенек или каменный бордюр, спрятать лицо и руки, по возможности, накрыться чем-нибудь, и ни в коем случае не смотреть в сторону вспышки, поскольку это чревато ожогом и слепотой. Находящимся в школьных классах детям рекомендовалось спрятаться под парты. Если школа находится достаточно далеко от эпицентра, то это должно спасти от осколков стекла из окон и все от той же ослепительной вспышки.
Что делать дальше?
Те, кто выжил после взрыва в убежищах или найдя себе укрытие, должны как можно дольше находиться в безопасном месте. Каждому школьнику было известно, что в первые 4-5 дней после взрыва радиационный фон таков, что убьет всякого, кто находится на поверхности. Через 5 дней из убежища должен выйти разведчик, облаченный в специальный защитный костюм и снабженный дозиметром (предполагалось, что костюмы и дозиметры заготовлены заранее). Пользоваться индивидуальным дозиметром учили и старшеклассников, и студентов.
Если разведчик убедился в том, что уровень радиации упал, то остальные тоже могут выйти. Далее, как было сказано в специальной брошюре «Это должен знать и уметь каждый» под редакцией Королева, необходимо воспользоваться средствами индивидуальной защиты и приготовиться к эвакуации.
Главное средство индивидуальной защиты — это, конечно же противогаз, который в советское время умел собрать и правильно надеть каждый школьник. Помимо противогаза рекомендовалось использовать респираторы или самодельные ватно-марлевые повязки. Изготавливать их также учили на уроках. Рассказывали и о том, как нужно одеться, чтобы защититься от радиоактивной пыли и дождей.
Одной лишь теорией во времена «холодной войны» не ограничивались. Регулярно проводились учебные тренировки и отработка действий на случай нападения «вероятного противника», большой популярностью пользовалась игра «Зарница», в ходе которой дети учились ориентироваться на местности, действовать в экстремальной ситуации и оказывать первую помощь пострадавшим.
Понятно, что отношение к таким урокам и тренировкам было довольно легкомысленное и, отчасти, даже юмористическое. Однако, в головах оседало немало полезной информации, в том числе, о том, что глаза нужно беречь от вспышки, как сделать защитную повязку из подручных средств, и где, в случае беды, следует прятаться.
В наши дни
Сегодня многие из рекомендаций, изложенных в брошюре Королева и других, изданных в 70-80-е годы прошлого века, увы, серьезно устарели. Прежде всего потому, что в те времена составители брошюр учили, как вести себя в случае ядерной бомбардировки с самолета. Появление такого бомбардировщика в воздушном пространстве страны довольно просто отследить и позаботиться об оповещении населения о грозящей опасности, если уж не удалось уничтожить самолет. Но в наши дни следует ожидать атаки ракетами с ядерными боеголовками. Время подлета такой ракеты – около 10 минут. Совершенно очевидно, что добежать в такой ситуации до убежища (даже если знаешь, где оно находится) практически невозможно.
Да и сами убежища редко где содержатся в должном порядке, и, по больше части, превращены в склады или подсобные помещения, а то и вовсе заброшены и разграблены.
Свежие комментарии