
Нина Гребешкова на вечере памяти Леонида Гайдая.

29 ноября 2020 г. вдове легендарного режиссера актрисе Нине Гребешковой исполнилось 90 лет. И она до сих пор снимается!
Не так уж важно, что всю жизнь ей достаются в основном эпизоды. Даже муж — легендарный Леонид Гайдай — не баловал Нину Павловну ролями.
Они были крошечные. И далеко не в каждом его фильме. К счастью, Гребешкова талантлива сама по себе, а не в связке «режиссер — актриса», как это часто бывает в кинематографических парах.Музой Леонида Гайдая Нина Гребешкова стала не сразу, да и актрисой тоже быть не планировала. Мечтала быть учительницей начальных классов, но мечта, к счастью, не сбылась. Лето, прозвенел последний звонок, Нина с подружкой в мечтах о романтике случайно забрела во ВГИК. Там она и осталась...
Несмотря на очевидный талант, из ВГИКа начинающую актрису выгнали — пришлось идти к ректору, восстанавливаться, продолжать учебу на другом курсе. Нина не расстраивалась — «значит, не гожусь». Однако... Имен тех, кто отчислял студентку Гребешкову, история не сохранила, а фамилию Нины Павловны сразу запомнили все кинолюбители. Хоть и добавляли к ней часто: жена Гайдая. Она же просто себя никогда не выпячивала. И даже от участия в фильмах мужа порой отказывалась, боялась испортить. Говорила: «Возьми хорошую актрису»...
Педагоги прочили Гребешковой большое будущее. Сам Пырьев приезжал в институт посмотреть на молодое дарование для своего нового фильма «Испытание верности». Когда Нине сообщили о том, что мэтр советского кинематографа, киноначальник желает на неё взглянуть, она испугалась: ведь Пырьева за глаза называли тираном, самодуром, он мог, если что-то ему не по нраву, накричать на артиста, выгнать, уволить, да вообще запретить снимать в каких бы то ни было картинах.
Поэтому Гребешкова к встрече с великим и ужасным режиссёром готовилась, проговаривала речь на случай, если случится конфликт, решила, что скажет ему: «Иван Александрович, на меня папа никогда не кричал, так что и вы не позволяйте себе такого». Но, как оказалось, речь она репетировала зря. Пырьев, увидев Гребешкову, вскинул руки и воскликнул: «Ой, девочка, что же ты дрожишь, не переживай!» — и утвердил её на роль.
Кадр из фильма режиссера Ивана Пырьева «Испытание верности», 1954 год. Варя Лутонина - актриса Нина Гребешкова, Игорь Варенцов - артист Олег Голубицкий.
Мало кто знает, но за свою актёрскую жизнь Нина Гребешкова снялась более чем в 80-ти картинах! Она гордится этой цифрой и не переживает, что зритель знает всего несколько её работ. Ведь эти работы, которые можно пересчитать по пальцам, были созданы вместе с самым главным человеком в её жизни, Леонидом Гайдаем, которого, кстати, она встретила в том же ВГИКе.
Они вместе готовили дипломную работу, 20-летняя студентка и будущий выпускник режиссёрского факультета. Каждый день они с Ниной до поздней ночи репетировали и каждый день, точнее, каждую ночь он провожал её до дома. А однажды остановился, взглянул ей в глаза и спросил: «Нинок, что мы с тобой всё ходим и ходим? Давай поженимся».
На третьем курсе ВГИКа Нина Гребешкова вышла замуж за человека, у которого рукава пиджака были заношены так, что превратились в бахрому. То же самое творилось с брюками. Но она «встретила» его не по одёжке. Гайдай был необычайно талантлив как актер. Никто не думал, что он окажется и великолепным режиссером.
Поженились. Стали жить. Тяжело, но совсем не скучно. Комнатка в коммуналке. В одном углу — Нина с Лёней, в другом, за шифоньером — её родители, а в третьем — братья. Мама с папой, понимая, что тесно, неудобно молодым в такой обстановке, уходили погостить к друзьям.

Леонид Гайдай и Нина Гребешкова.
Нельзя сказать, что совместная жизнь с Гайдаем была безоблачной. И ведь вот что удивительно: в институте из-за нее ребята даже дрались! А она до 23-х лет все выбирала, выбирала. И выбрала... Гайдая.
— Да что ты, дочка, он же больной! — всплеснула руками мама. — Какими же у вас дети будут? От осинки не родятся апельсинки...

Нина Гребешкова и Михаил Пуговкин в фильме «12 стульев», 1971 г. Кадр из фильма
Но Нину бытовые трудности совсем не пугали — она знала, на что шла. Даже когда они переехали в свою собственную квартиру, она понимала, что всё хозяйство будет на ней. Ведь Гайдай к быту был не очень-то приспособлен. Мебель не ремонтировал, гвозди не забивал — Нина сама научилась обращаться с молотком. Она никогда не высказывала недовольства. Вспылила только однажды, о чём потом пожалела. Сказала: «Лёня, я устала, всё на мне, я собираюсь и уезжаю отдыхать». На что Леонид Иович грустно взглянул на жену и тихо произнёс: «Нинок, я же без тебя погибну». Конечно, она осталась.
— В поведении мамы не было никакой жертвенности, — рассказывала дочь Гайдая и Гребешковой Оксана. — Папа ни в чем ее не ограничивал. Она сама хотела делать так, чтобы было хорошо ему, мне, ее братьям, бабушке... Такой человек. Отдающий.
Вообще-то она мечтала стать учительницей начальных классов, собиралась поступать в пединститут. Но отец подруги — поэт Владимир Луговской — рассмотрел в ней артистический талант...
— А мы ведь актрисами тогда могли только восхищаться: Дина Дурбин, Милица Корьюс, — делилась в интервью Нина Павловна. — Куда мне, замухрышке, думала я. У меня даже ботинок не было — в галошах ходила.

Нина Гребешкова в фильме «Честь товарища», 1953 г. Кадр из фильма
Сама Гребешкова считала, что стала актрисой благодаря папе, у которого в трудовой книжке было написано: маляр. На самом деле он работал в артели альфрейщиком — в Елисеевском магазине расписывал колонны, в Академии им. Фрунзе раскрашивал ордена. А дома играл на гармони, читал Нине сказки и... Некрасова:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слез...
Слушая папу, плакала и девочка. А потом и сама стала декламировать серьезные стихи.
Не только от отдыха отказывалась Нина Павловна ради мужа. Она упустила немало главных ролей ради того, чтобы сняться у него в маленьком эпизоде, хотя изначально была против совместной работы, считала, что дом и профессию надо разделять. В «Кавказской пленнице» Нина Гребешкова сниматься тоже не планировала. Но тогда у Леонида Иовича открылась язва желудка. Конечно, верная жена, отказавшись от всех поступивших ей тогда предложений, поехала с ним. В итоге за то, что так заботливо и профессионально ухаживала за мужем, ей от него досталась маленькая роль второго врача. С тех пор и пошло-поехало. Нина Гребешкова стала талисманом и королевой эпизода в фильмах Леонида Гайдая.

Кадр из фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».
Оказывается, одну из самых знаменитых своих ролей — жену Горбункова из «Бриллиантовой руки» — Нина Гребешкова могла бы и не сыграть. Но не потому, что Гайдай видел в этом образе кого-то другого, а потому, что сама Гребешкова не видела себя Горбунковой. Когда муж принёс сценарий и предложил ей почитать некоторые эпизоды, она, конечно, прочла, но потом решительно отказалась играть в этом фильме. По словам самой Нины Павловны, ей очень не понравилась эта женщина, напыщенная, скучная. Но так получилось, что во время съёмок «Бриллиантовой руки» Леонид Иович тоже чувствовал себя неважно. Поэтому Нина Павловна ездила везде с ним, а заодно снялась и в роли Горбунковой, чтобы время не терять.
Может, не напрасно недолюбливала Нина Гребешкова жену Горбункова. Ведь после выхода картины на экран зрители решили, что актриса и в жизни является женой Юрия Никулина, а Гайдая ей записали в любовники. Однажды даже к Нине Павловне подошла женщина и гневливо с осуждением поинтересовалась: «Как вы могли уйти от артиста Никулина к режиссёру Гайдаю?!». Нина Павловна только махнула рукой, она не стала никому доказывать, что нет такого человека на этой Земле, к которому она могла бы уйти от Гайдая.

Юрий Никулин и Нина Гребешкова в фильме «Бриллиантовая рука».
Она не была за мужем как за каменной стеной. Скорее, наоборот — Гайдай был тем самым Шуриком из своей комедии. А о феноменальных способностях актрисы ходили легенды. Кажется, она могла и успевала все. Научившись управляться со спицами, по рабочей карточке во время войны получала 35 рублей за три связанные кофточки. И потом вязала всю жизнь. До последнего. Пока глаза видели. А еще шила, прибивала, циклевала полы, покупала ему вещи, ухаживала за грядками на даче, придумывала искрометные фразы для комедий Гайдая (иногда он просто воровал их из ее речи), лежала с гаечным ключом под машиной, потому что он не разбирался. Даже пьезозажигалку для плиты сама сделала — из вязальной спицы... Все было на ней. И при этом зарабатывала она больше мужа.
— У него было 350 рублей в месяц, — вспоминала в нашем разговоре актриса. — А у меня 400 рублей — съемочный день, 75 процентов — озвучание.
Гребешкова все время работала и за всю жизнь не взяла у Гайдая ни копейки. Она обладала колоссальным терпением. Не обижалась на фразы вроде: «На „Мосфильме“ меня все любят, а дома — никто...» И была счастлива с ним — необыкновенным, может, в чем-то странным, но очень талантливым человеком. Хотя на вопрос: «Лень, ну ты меня хоть любишь?» слышала удивленное: «А об этом надо говорить? Человека судят по поступкам».
— Он ценил все, что я делаю, дорожил семьей и всегда восхищался: «Нинок! Это ты сделала? Как кра-си-во!» Но особенно любил, чтобы я на прощание говорила: «Да бэ че до!» Когда-то, много лет назад, когда Леня был маленьким, мама провожала его словами: «Дай Бог, в час добрый!» Но если это могли услышать чужие, фраза претерпевала сокращение...
Он умер на её руках. Прошло уже много лет, но она до сих пор помнит этот день, как вчерашний. Он просто вздохнул, закашлялся и обмяк. Она трепала его за плечо, говорила: «Лёнча, Лёнча, что такое?». Но он уже не дышал. Тромб. Мгновенная смерть. Потом врачи сказали Нине Павловне, что ничего сделать было нельзя. Потом она плакала, хотела вены резать. Потом она не стала делить свою жизнь на до и после Гайдая, она решила для себя, что он не ушёл навсегда, он где-то есть, просто уехал далеко-далеко и снимает там свой новый фильм. Правда, в эпизод на этот раз он её не позвал, позволил остаться дома, чтобы позаботиться о дочери и внуках.
Они прожили вместе четыре десятка лет. И вот уже 17 лет Нина Павловна без любимого Леонида Иовича. Комедия «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» была их последней совместной работой. Гребешковой досталась крошечная роль прохожей — ее фамилию даже в титрах не указали. Однако после этого у Нины Павловны было еще два десятка фильмов, в том числе, работа с Данелией, участие в громких картинах «Легенда № 17» и «Экипаж». Случился эпизод и в сериале нынешнего года. Хотя сниматься ей уже неинтересно. «Где теперь хорошее кино?..» — вопрошает она риторически...

Нина Гребешкова в фильме «Экипаж», 2016 г. Кадр из фильма
По материалам статей Татьяны Улановой и Валентины Оберемко, https://aif.ru/culture/person/
Свежие комментарии