На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Потехин
    КОРОТКО - О ТРИКОЛОРЕ И КРАСНОМ ФЛАГЕ! ТРИКОЛОР (Бело-сине-красный флаг): - Триколор появился на Руси как купеческий...Власовские флаги ...
  • Александр Потехин
    Государственным флагом России триколор стал только с 1896 года по личному желанию и указом последнего русского царя Н...Власовские флаги ...
  • Александр Потехин
    о Красном флаге. Исторически, как это не страшно звучит для наших либеральных правителей, как раз именно Красное зна...Власовские флаги ...

На Лубянке была великая скульптура

«Времена проходят, но памятники должны оставаться. По монументам, стоящим на площадях и улицах России, можно будет изучать отечественную историю», – в этом убежден президент Российской академии художеств Зураб Церетели.

Двадцатый век стал веком уничтожения памятников. Началось с ленинского Декрета «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг».

Эти памятники заменили памятниками Ленину и его сподвижникам. Потом сносили их. И сегодня традиция сносить памятники не угасла. Все время кто-то чего-то хочет снести...

– Все началось гораздо раньше, – говорит Церетели. – Первый в Москве монумент поставили в семнадцатом веке при царевне Софье, в память о стрелецких вольностях. Как только власть царевны укрепилась и стрельцы стали не нужны, монумент-колонну снесли. Монументальная пропаганда – самая действенная.

Человек видит памятник и невольно интересуется: в честь кого, в память о каком событии он поставлен. Ленин это очень хорошо понимал. Что, ему через полгода после взятия власти, в разоренной голодной стране забот других не было, как памятники сносить? Были у него дела, но он хотел, чтобы история начиналась с октября семнадцатого, потому и сносили памятники. Правда, понять, чем руководствовались, разбивая одни памятники и сохраняя другие, трудно.

Почему, например, памятник Суворову оставили, а памятник Скобелеву снесли? Да, великий полководец, ничего не говорю, но он воевал только за пределами России, он усмирял восстание Пугачева, он залил кровью восставшую Варшаву. А Скобелев освободил от османского ига православную Болгарию. На памятник ему вся страна деньги собирала.

Но красивый, выразительный памятник Скобелеву в Москве снесли. На его месте возвели монумент «Советская Конституция», который быстро развалился. Теперь Юрий Долгорукий там стоит. Адмирал Нахимов героем Севастопольской обороны был, а памятник ему снесли…

– То дела давних дней. Да и понятно: власть сменилась – монументы снесли. Культ личности Сталина разоблачили – сотни памятников ему по всей стране чуть не в одну ночь разбили, от коммунистов отреклись – опять памятники сносим. Уже сегодня. Надо ли?

– Типовые памятники и бюсты, хоть Ленина, хоть кого другого, на каждом шагу точно не нужны. Но если памятник – произведение настоящего искусства, разрушать его просто преступление. Хорошо сделали, что памятник Карлу Марксу оставили, – хорошая работа. И памятник Ленину на Октябрьской площади Кербель замечательно изваял. В нем есть чувство той эпохи, настроение. Ведь это было же – Ленина слушали миллионы, революцию сделали, солдаты, рабочие за ним пошли. И это Кербель в своей работе показал как великий мастер.

Пусть памятник стоит, как кусок Берлинской стены: было как было. Вообще это грех – уничтожать знаки эпохи, какой бы она ни была. Вот в семнадцатом году «отреклись от старого мира», чем это кончилось? И потом, скульптура – это же самостоятельное произведение искусства. Не будем касаться вопроса о личности Дзержинского, но памятник ему на Лубянке – пример прекрасной круглой скульптуры. 

– Не так-то давно хотели и ваш памятник Петру Первому в Москве снести, мол, тут ему не место…

– Вот, я же говорю – историю по памятникам изучать можно. Во-первых, это не памятник Петру, а монумент в честь трехсотлетия Российского флота. Почему имя Петра Великого все время только с Петербургом связывают? Истории не знают. Петр в 1672-м родился, а Санкт-Петербург в 1703-м заложили. Петр до того в Москве жил, Москва столицей была, здесь он и флот задумал.

– Тут время вспомнить о другой вашей работе – монументе на Тишинской площади. Он поставлен в честь воссоединения Грузии и России. А теперь наши страны так трагически разоб­щены. Что же – колонну разрушать?

– Это политики разобщить хотят, а простые люди – русские и грузины – по-прежнему дружат. Тут уж вы мне поверьте. Россия и Грузия – как супруги, что много лет вместе живут, друг друга любят, а ссорятся. Поживут немножко врозь, а потом опять помирятся, обнимутся и снова заживут мирно, в согласии.

– Вы сделали для Нижнего Новгорода копию памятника Минину и Пожарскому, что стоит на Красной площади в Москве, а ведь его в свое время тоже хотели снести.

– Как еще хотели! В газетах писали, чтобы убрать этот «исторический мусор». К счастью, не разрушили его, а только отодвинули от Мавзолея подальше. А в Нижнем Новгороде такой монумент обязательно должен стоять. Минин и Пожарский там ополчение собирали и оттуда пошли Россию от смуты и интервентов освобождать.

– Тогда на российский престол взошел первый царь из династии Романовых, а недавно вы сделали композицию «Ипатьевская ночь», посвященную трагической судьбе по­следнего российского императора Николая II и его семьи. Где она будет стоять?

– Я хочу, чтобы пока она стояла в Галерее искусств на Пречистенке. Сюда много людей ходит, детей много. Пусть они узнают, как убили невинных детей. За мученическую смерть царскую семью причислили к лику святых. Я в композицию гвозди включил подлинные из подвала, в котором расстреляли царскую семью. И отрывки из писем императрицы Александры Федоровны и великой княжны Ольги. Они просят людей и Бога простить их врагов.

– Знаю, что в Петербурге ждут от вас памятник учительнице. У него есть прототип?

– Да, это моя учительница истории. Она у нас в школе преподавала Конституцию, но на каждом уроке уже через несколько минут незаметно начинала рассказывать об истории России, о древней истории Грузии. Думаете, мои памятники всем грузинским царям откуда взялись? Из ее рассказов. Никогда ее не забуду. Когда в Тбилиси я иду на кладбище к могилам отца, мамы, жены, всегда еще один букет несу – любимой учительнице.

– Среди ваших работ есть посвященные борьбе с терроризмом, борьбе со СПИДом. Вы считаете, что с любым злом можно бороться средствами искусства?

– Безусловно. Считаю, что люди должны воспринимать мир через искусство. Лучше будет. Как посол доброй воли ЮНЕСКО, как человек, я обязан призывать людей к добру. Часто бывает, что художника вдохновляют трагедии, потрясшие мир своей жестокостью. Так было с монументом «Слеза скорби», вы о нем вспомнили в связи с терроризмом, да? Он напоминает о людях, погибших от рук террористов, о том, что еще может случиться, если мир не объединит усилия в борьбе с этим злом. Что касается монументов, посвященных борьбе со СПИДом, то не я это придумал. В средневековой Европе ставили так называемые «чумные столбы». СПИД – чума нашего времени.

– Мы почему-то все время говорим с вами о работах, в которых отражены людские трагедии, печали, горе, скорбь. Но жизнь так устроена, что об руку с ними идут любовь, радость…

– Если бы по-другому было, жизни бы не было. Вот сейчас сделал скульптуру – роза растет из сердца. Знаете, я всю жизнь женщинам розы дарю. Это сейчас на каждом углу цветы – выбирай, какие хочешь, а я помню, как цветок в Москве купить проблема была. Я из Тбилиси цветы возил. Очень люблю женщинам цветы дарить, но всем не подаришь, а хотел бы. Вот и сделал бронзовую розу – для всех красавиц сразу. И сердце свое им отдаю. 

– Вы сказали «для красавиц», а что же – некрасивые без цветов останутся?

– Я так сказал? Никогда так не говорил! Всегда говорю – некрасивых женщин не бывает. Все красивые, и все похожи на цветы. Одна – роза яркая, другая – ромашка полевая, а кто лучше, разве скажешь?

– Мы отклонились от темы нашей беседы о сносе монументов.

– Ничего не отклонились. Надо монументы ставить не политикам, а красоте, любви, нежности, тогда и сносить ничего не придется. И новые поколения научатся на мир через искусство смотреть. Жизнь лучше будет.


Татьяна БАСОВА 

Ссылка на первоисточник
наверх