На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • xe es
    Художественная школа бесплатно, с дипломом художника-оформителя однако, музыкалка платная, туда не взяли по причине н...Почему дети в ССС...
  • Виктор Cергеевич Леонов
    Мною подполковником милиции (в отставке) Леоновым В.С. написана и издана в 2015 г. книга «ДЕТЕКТИВНЫЕ СЕЛЬСКИЕ БЫЛИ» ...Отличие советской...

А я всё равно не перестану годиться калошами

30 лет со дня завершения кругосветного путешествия Ан-124 «Руслан»

Участники кругосветного полета.

Во все времена создатели самолетов, стремясь подчеркнуть лучшие качества летательного аппарата, старались побить предыдущие рекорды в одной или нескольких категориях: рекорд скорости, высоты, грузоподъемности, дальности перелета и т.д., в зависимости от предназначения самолета. Безусловно, все кто имел отношение к созданию и испытаниям такой машины как Ан-124 «Руслан» понимали уникальные возможности этого самолета, установившего в итоге более 20 мировых рекордов. Самые смелые идеи, конечно, выдвигали летчики – ведь настоящему летчику хочется проверить не только возможности техники, но и свои профессиональные качества. Один из таких смелых людей – это заслуженный штурман-испытатель Смирнов Александр Геннадьевич.

В мае 1987г. на Ан-124 под командованием Терского В.И. Александр Геннадьевич выполнил беспосадочный перелет протяженностью 20 151 км вдоль границ Советского Союза за 25 ч 30 мин. Был установлен мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту и перекрыто достижение В-52Н (18245,5 км).

По воспоминаниям Смирнова А.Г. «Своей цели – дальности полета на 20 000 км мы добились. В метеоусловиях полета 6–7 мая 1987 года можно было улететь и на дальность 21 000 км, но убедить наше руководство в реальности такого полета мне бы не удалось, и идея полета вокруг «Шарика» через два географического полюса с одной посадкой у меня исчезла. Я изучил еще раз полет вокруг «Шарика» с двумя посадками и также отказался от него из-за большого взлетного веса самолета.

А.Г. Смирнов.

Генеральный конструктор самолета Петр Васильевич Балабуев – решительный и смелый человек; но и он в 1987 году разрешил только 1–2 взлета самолета Ан-124 с полной заправкой топливом при, взлетном весе более 455 тонн. Путь был один: выполнять полеты без разрешения Генерального конструктора, то есть согласно «Руководству по летной эксплуатации» (РЛЭ).

Проработав и эту идею, я убедился в том, что без превышения взлетного веса задача также не решается, так как самый надежный маршрут через Южный полюс был от южных аэродромов Австралии в Южную Америку. Для выполнения данного перелета на самолете Ан-124 требовалось 200 тонн топлива и до 18 часов полета. С учетом минимального остатка топлива 10 тонн, расстояния до запасных аэродромов в 1–2 часа полета у меня получилась заправка самолета топливом 240 тонн; взлетный вес около 430 тонн, при разрешенном максимальном взлетном весе по РЛЭ 392 тонны.

В итоге я прекратил прорабатывать идею осуществления полета вокруг Земли через два полюса и стал ждать другой возможности» Кругосветный перелет, возможно, не осуществился бы без участия заслуженного военного летчика СССР Козлова Льва Васильевича, в то время занимавшего должность начальника Государственного Краснознаменного НИИ ВВС. Ещё в курсантские годы у Л. В. Козлова родилась мечта продолжить дальние перелёты, начатые советскими летчиками в 30-х годах XX века В. П. Чкаловым, М.М. Громовым, С.А. Леваневским. Именно настойчивость и высокие организаторские способности Льва Васильевича помогли «протащить» проект кругосветного полета через два полюса.

Л.В. Козлов.

Из воспоминаний Смирнова А.Г.: «Когда из Киева (КБ Антонова) нам стали мешать – задавать «разные умные» вопросы по этим полетам, я предложил Козлову Л.В. сообщить в Киев, что мы будем летать в пределах РЛЭ. Знаю, что Козлов Л.В. по этому вопросу лично постоянно общался с Генеральным конструктором П.В. Балабуевым и звонки из Киева вскоре прекратились. К тому времени мы прекрасно освоили испытательные полеты на Ан-124 в Северном Ледовитом океане и в районе Северного полюса, но нам нужно было большее – проверить в испытательных полетах самолет и его оборудование при полетах по всему Земному шару. Кроме того, к тому времени мы уже знали, что навигационные вычислители могли давать сбои в алгоритмах, где встречается деление на ноль. Также мы уже знали, вопреки имевшемуся мнению, о прекрасной работе магнитного датчика курса ИД-6 в районе Северного географического полюса. Мы хотели убедиться в правильности построения алгоритмов навигационного комплекса при полетах по всему Земному шару.»

Маршрут для полета был выбран очень сложным. В большей своей части он проходил вне международных авиатрасс, над водами четырех океанов, без наземных ориентиров проходил через сложные в навигационном плане точки:

Южный географический полюс;

Северный географический полюс; точка экватора с нулевым меридианом;

точка экватора с 180-градусным меридианом;

Южный магнитный полюс.

По пути были предусмотрены три промежуточных посадки для дозаправки «Руслана»: Рио-де-Жанейро (Бразилия), Касабланке (Марокко) и в Петропавловске-Камчатском (аэропорт Елизово). Исходной точкой был Мельбурн (Австралия), выбранный из соображений, что перелет Мельбурн-Рио-деЖанейро является наиболее сложным и продолжительным.

1 декабря 1990 года Ан-124 (сер. № 05-07, приписан к 235-му втап, аэр. Сеща, Брянская область) под командованием Козлова Л.В. совершил взлет из аэропорта Мельбурна. На борту находилось два экипажа, которые в полете каждые 8 часов меняли друг друга.

В ходе полета попутно установлено семь мировых и десять всесоюзных рекордов, получено большое количество информации по особенностям работы бортового оборудования самолета, впервые в истории военной авиации СССР было проверено в реальных полетах выполнение требования всеширотности, предъявляемого к данному летательному аппарату и его оборудованию, сформировались требования к бортовому навигационному оборудованию для тяжелого военно-транспортного самолета, основу которого должен составлять астроинерциальный автономный комплекс в составе трех совместно-работающих инерциальных блоков с корректируемым контуром (с коррекцией по скорости, углам и местоположению от автономных и неавтономных других систем и датчиков).

По воспоминаниям самих летчиков полет прошел на удивление легко. Была выполнена незапланированная посадка в Воздвиженке в Приморском Крае (вместо Елизово, заваленного снегом), где «Руслан» поставил «антирекорд» по заправке топливом на местном аэродроме – 3,5 часа ввиду отсутствия топливозаправщиков большой емкости. 4 декабря 1990 года Ан-124 совершил посадку в конечной точке своего маршрута. В общей сложности протяженность маршрута составила 50 005 км на прохождение которого было затрачено 72 часа 16 минут.

  Данный кругосветный полет по праву является славной страницей истории отечественной авиации.

Состав экипажей-участников полета вокруг Земли: командир экипажа – Козлов Лев Васильевич, члены экипажа: второй пилот – Андронов Анатолий Васильевич, второй пилот – Припусков Олег Игоревич, второй пилот – Ресницкий Юрий Петрович, старший штурман – Смирнов Александр Геннадьевич, штурман – Кряжевских Владимир Георгиевич, штурман – Брусницин Александр Александрович, старший бортинженер – Булгаков Олег Филиппович, старший бортинженер – Мазуренко Петр Федорович, бортинженер – Статьенков Владимир Владимирович, бортинженер – Бабинцев Владимир Филаретович, бортрадист – Кладовщиков Евгений Борисович, бортрадист – Шевцов Николай Иванович, бортмеханик – Федоров Евгений Иванович, бортмеханик – Мынин Владимир Петрович.

Источники:

Новости навигации 2010-04 / А. Смирнов - К 20‑летию первых дальних перелетов на самолете Ан‑124 «Руслан»

Супергиганты Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия» / Н. Якубович – 2016 г.

Вокруг света за три дня: воздушное путешествие «Руслана» / А. Трофимов,

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх