Одним из самых лучших фильмов о войне уже много лет заслуженно считается картина "В бой идут одни "старики". Её режиссёр, Леонид Быков, ещё со школьной скамьи мечтал стать лётчиком. Он несколько раз пытался поступить в лётное училище, но увы.
Правда в 1943 году ему удалось поступить на лётные курсы в школу для лётчиков в Ойрот-Туре (ныне Горно-Алтайск).
Но довольно быстро его отчислили из за маленького роста (136 см) и приписанного возрасти (Леониду было всего 15 лет). Но в 1945 году Быкову всё же удалось поступить в ленинградскую 2-ю спецшколу для лётчиков. Но через месяц кончилась война и школу расформировали
Но любовь к небу, к лётному делу остались. Он очень хотел снять фильм о военных лётчиках, в число которых ему так и не удалось попасть. Когда он работал на Ленфильме, студия искала режиссёра для съёмок фильма "Хроника пикирующего бомбардировщика" по повести Кунина. Быков предложил свою кандидатуру и уже стал работать над сценарием. Но на Ленфильме на Быкова смотрели как на актёра, а не режиссёра, и отдали фильм Науму Бирману
В 1970 году Леонид Быков переезжает в Киев на студию имени Довженко. Там он с группой артистов был приглашён на юбилей 5-го гвардейского авиаполка. И именно с рассказов лётчиков этого полка, многие из которых были фронтовиками, началось рождение сценария фильма "В бой идут одни "старики"
Прообразом сразу двух персонажей, капитана Титаренко (Маэстро) и лейтенанта Алексеева (Кузнечика), стал дважды Герой Советского Союза Виталий Попков.
Правда, если быть боле точным, капитан Титаренко - персонаж собирательный. Помимо Попкова его прототипами был Герой Советского Союза Иван Лавейкин, а фамилию и позывной он получил от Дмитрия Титоренко, который был ведомым Ивана Кожедуба
А вот "поющая" эскадрилья действительно была в 5-м авиационном полку. У неё имелся свой хор, и именно Виталий Попков дирижировал этим хором трофейной трубой
Были в реальной "поющей" эскадрильи и другие прототипы героев фильма. Например прототип лейтенанта Скворцова, Владимир Барабанов направил свой горящий самолёт на вражескую колонну. Прототипом Ромео был Рустем Марисаев, у которого был роман с девушкой по имени Алла, и которые погибли в один день. Кстати, именно у Рустема на самом деле было прозвище Смуглянка (из за смуглой кожи)
Были реальные прототипы и у других персонажей фильма. Прообразом Зои стала Герой Советского Союза Надежда Попова, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского женского полка ночных бомбардировщиков. Прототип Вано - отважный грузинский лётчик, младший лейтенант Вано Габуния
Рассказы фронтовиков дали сюжетную основу для фильма, над сценарием для которого Быков пригласил поработать Александра Сацкого и Евгения Оноприенко
Вот только готовый сценарий не приняло Госкино с формулировкой "Сценарий лишён здравого смысла и далёк от реальности. Такого просто не могло быть". Никаких доводов, что он основан на реальных воспоминаниях фронтовиков, Госкино не принимало.
Быков был на грани от инфаркта, но он не сдался. Леонид Фёдорович стал читать отрывки из сценария на встречах со зрителями, где эти истории "принимали на ура".
Постепенно за сценарий стали заступаться фронтовики. И тогда Госкино уступило.
20 февраля 1973 года фильм был запущен в производство. Правда, по воспоминаниям дочери Леонида Быкова, получившийся в итоге фильм - это сотая часть от замысла Быкова. Задумывались другие съёмки, другая техника, другие актёры. Это должен был быть красивый цветной фильм о любви, и о том, что "Ненависть разрушает! Созидает только любовь"
Почему Леонид Быков снял "В бой идут одни "старики"
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии