На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Малик Гумеров
    "Почему Сталин хотел, чтобы в СССР забыли Великую Отечественную" - ТУПОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ РУСОФОБА !!!   Это раз ! !      ...Почему Сталин хот...
  • dastin681 Рытов
    верно....Почему Сталин хот...
  • Анна Эржибова
    Некоторые вспоминают с ужасом,столько кхм лют на СССР5 блюд из советск...

ЖКХ в СССР и сегодня: почувствуйте разницу

article419.jpg

Когда разговоры касаются прошлых лет и обсуждение устраивают люди зрелого возраста, нередко звучат фразы, что, мол, то было лучше, а вот это было качественнее. Особенно актуальны такие разговоры у тех, кто застал время советского «застоя», которое они вспоминают с ностальгией. И если в отношении ряда моментов того времени можно поспорить, то о работе структур советского ЖКХ можно вспомнить много чего хорошего.

Да, человеческая память выборочна, ей свойственно запоминать хорошие моменты, оставляя негатив в забвении. Были и в советском коммунальном хозяйстве некоторые отрицательные стороны. Но общий порядок и отрегулированная система с лихвой перекрывали все недостатки, существовавшие в системе.  

агитплакат сссрЗарождение системы жилищного хозяйства в СССР 

 В начале выстраивания вертикали власти в СССР шло формирование органов управления, начиная с Верховного Совета СССР и заканчивая городскими, районными или поселковыми советами. Однако эти органы власти собирались лишь на сессии, поэтому для осуществления оперативного управления существовали исполнительные комитеты – облисполкомы, горисполкомы либо райисполкомы.

У исполкомов было множество задач, включая управление жилым фондом. Начиная с 30-х годов, для этих целей были сформированы районные жилищные управления – РЖУ, в круг задач которых входило:

— решение вопросов по эксплуатации жилого фонда;

— проведение текущего либо капитального ремонта;

— устранение последствий аварий;

— учет жилья и обеспечение его сохранности.  

В качестве подразделений РЖУ существовали жилищно-эксплуатационные конторы, являющиеся первичными ячейками в сфере ЖКХ. Они обладали довольно широкими полномочиями, т. к. выступали представителями исполнительной власти (в отличие от современных ДЕЗ). Они являлись приемниками подразделений ГУКХ – Главного управления при НКВД, созданного в 1922 году для управления коммунальным хозяйством. В этом не нужно искать зловещего смысла – даже при царе решало жилищные  вопросы, включая эксплуатацию жилья, Министерство внутренних дел.

Работа советских ЖЭКов

советский домовой комитет - домкомЛогичность этой схемы легко отслеживается: владельцем всех зданий являлось государство, потому ЖЭКи выступали как часть государства. Эти эксплуатационные конторы были тесно связаны с МВД (работа паспортных столов), Министерством обороны (гражданская оборона и учет призывников), Министерством спорта (спортивные площадки во дворах либо спортивные кружки), и Министерством культуры (досуг граждан и культурно-массовые мероприятия). В ведении ЖЭКов находилось даже моральное состояние проживающих на подконтрольном участке людей – вовсю работали товарищеские суды. Кроме того, в работе советских ЖЭКов активно принимала участие и общественность. Наглядным примером тому служит легендарный персонаж М. Булгакова – председатель домкома Швондер со своей братией. Образ, безусловно, гротескный, но значительная доля правды того времени в нем есть.

 

Хотя работу жилищных контор можно оценивать двояко, но все же в системе ЖКХ было больше положительных моментов, чем отрицательных.

сантехник советского жэкаЧто можно вспомнить из недостатков? Конечно, у слесарей была небольшая зарплата, которая сподвигла их обкладывать «оброком» жителей обслуживаемых домов: вызвал мастера – готовь «трешку» или «поллитру» для быстрого обслуживания. Но в квартирах слесари были обязаны любую работу по обслуживанию или замене сантехники выполнять бесплатно, а дополнительные «трешки» или «поллитры» – это дополнение за скорость. И даже если жилец не платил «оброка», работа все равно выполнялась качественно.

Однако мы вспоминаем и много хорошего. Небольшая квартплата не была для советских людей обременительной – все имели возможность полностью заплатить за квартиру, должников тогда не было. Отопительный сезон был не по графику, а по необходимости: похолодало – отопление включили, стало тепло – отключили. Причем батареи отопления тогда имелись не только в квартирах, но и в подъездах.

Во всех дворах была чистота – дворников мы видели каждый день. Строго они относились к жильцам: люди лишний раз стеснялись мусорить или неправильно выкинуть мусор (одно время отходы сортировались), не желая выслушивать замечания от дворников. На центральных улицах в зимнее время уборка снега, а летом полив дорог, газонов, уборка грязи и мусора выполнялись в ночное время, не мешая движению людей и транспорта.

Работа аварийных служб тоже была на высоте – весь аварийный ремонт выполнялся быстро. Например, не оставалось бардака после замены труб Горводоканалом. После выполнения ремонта траншея оперативно зарывалась, а если на этом месте пролегало асфальтовое полотно дороги, то по завершении ремонтных работ можно было лицезреть свежую асфальтовую заплатку. Так что грязи на улицах практически не оставалось.

советский управдомНу, а советский управдом был своего рода «священной коровой» – то есть, личностью, чей авторитет был непререкаем и чьи решения принимались безоговорочно. Но к чести советских управдомов надо сказать, что и работали они на совесть.

 

Можно многое вспомнить. И хотя в разных городах и районах советской страны взаимоотношение ЖЭКов с жильцами выстраивалось по-разному, в целом порядка было больше. Более тесное сотрудничество с государственными органами власти и с партийными организациями приносило свои плоды: люди опасались работать некачественно, т. к. в этом случае следовало неминуемое наказание.

 

Тотальная коммерциализация взаимоотношений в постсоветской России внесла немалую лепту и в работу современных управляющих компаний. Работники этой сферы шагу не шагнут без оплаты своих услуг, хотя сегодня с жильцов ежемесячно берется множество средств по разным статьям, включая, якобы, техническое обслуживание жилфонда. Да и контор сейчас развелось немало, и иногда трудно разобраться, кто должен выполнять ту или иную работу. А потому люди, заставшие советские ЖЭКи, с ностальгической грустью вспоминают времена, когда было все проще и доступнее, и любая бабушка могла рассчитывать на нормальное обслуживание, не ударяющее по ее кошельку.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх