Идею второй короткометражки, после «Пса Барбоса...»- «Самогонщики» подсказал Гайдаю Юрий Никулин, который играл в цирке подобную сценку вместе с партнером.
Но фильм мог так и остаться в планах, поскольку поначалу в нем отказался сниматься Евгений Моргунов, без которого разрушалась троица.
Участвовать в картине Моргунова уговорил все тот же Пырьев.На роль собаки опять пригласили Бреха, который, как только увидел Моргунова, начал на него лаять и рычать. Помимо этого возникли и другие сложности: Бреху никак не удавалось поднять тяжелую деталь самогонного аппарата – змеевик. К тому же во время трюка собака порезала себе лапы о тонкий лед, поэтому змеевик ассоциировался у нее с болью, и никакие уговоры и угрозы не могли заставить ее подойти к инструменту.
Выручил один из членов съемочной группы, предложив для съемок свою овчарку Рекса, который, по его словам, ничего не боялся и легко носил тяжести. Правда, однажды и он внес переполох, сбежав в неизвестном направлении за какой-то собакой.
Съемочная группа даже развесила объявления повсюду о пропаже «актера», но результатов поиски не дали.
Когда облезлый и исхудавший Рекс вернулся, все бросились его кормить. Все, кроме Моргунова, у которого и с этой собакой отношения не сложились.
Фильм снимался в начале марта 1961 года там же, где и «Пес Барбос», — в подмосковных Снегирях.
Была выстроена декорация избушки, в которой предстояло жить самогонщикам. На роль их собаки вновь вызвали Бреха. И едва он увидел Моргунова, тут же облаял его с ног до головы.
«Вот гад какой, все помнит!» — возмутился артист.
— На этот раз с собакой возникли сложности, — вспоминал Никулин. — Тяжелый змеевик самогонного аппарата Брех поднимал с трудом, к тому же порезал лапы. Дрессировщик с досады чуть не плакал. Съемочную группу выручил ветродуйщик — человек, который специальным приспособлением помогает создавать ветер. Он предложил попробовать его овчарку Рекса, которая, по его словам, ничего и никого не боится и легко носит тяжести.
Первое, что сделал Рекс, когда появился на съемочной площадке, — кинулся на Моргунова! Почему — никто объяснить не мог. Моргунов обиделся и всем говорил: «Рекса против меня настроил Брех, это все проделки его дрессировщика!»
С тех пор, стоило Рексу увидеть Моргунова, как он сразу ощеривался. Артист в ответ тоже скалил зубы. Так они, рыча друг на друга, и снимались.Зато на съемочной площадке пес быстро освоился и легко выполнял все команды.
Во время съемок Никулин едва не пострадал. Снимали сцену, где он катится в снежном шаре. Сперва спускали с горы сделанный из папье-маше огромный белый шар, который ударялся о дерево. Камеру останавливали, шар убирали и вместо него сооружали настоящий снежный ком, в который «замуровывали» Никулина.
Под ком подкладывали немного взрывчатки. Но, видимо, пиротехник не рассчитал силу заряда и заложил взрывчатки больше положенного. В результате рвануло так, что Никулин чуть не потерял сознание и не смог выбраться из шара.
Для нового дубля пиротехник заложил нужное количество взрывчатки, и Никулин сумел вылезти.
После «Пса Барбоса» и «Самогонщиков» в народе сложилось мнение, что троица и в жизни не разлей вода.
Но, помимо съемок, актеры не встречались. А вот Гайдай с Никулиным после этого всю жизнь дружили семьями. Поддерживал режиссер отношения и с Вициным. А с Моргуновым после «Кавказской пленницы» Гайдай поругался, и больше они не общались.
Уже прославленную троицу, которую в народе прозвали «ВиНиМор», через несколько месяцев Гайдай позвал в новую короткометражку «Самогонщики». Идею фильма подбросил Никулин, который исполнял похожую сценку в цирке.«Самогонщики» не имели такого успеха, как комедия «Пес Барбос…».
Об этом в своих воспоминаниях размышлял Юрий Никулин: «”Самогонщики” во многом строились на применении старых, уже использованных приемов. Кроме того, “Самогонщики” шли двадцать минут (благодаря песне), а “Пес Барбос…” длился около десяти и воспринимался как короткий анекдот».
Источник: back-in-ussr.com
Свежие комментарии