На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • xe es
    Художественная школа бесплатно, с дипломом художника-оформителя однако, музыкалка платная, туда не взяли по причине н...Почему дети в ССС...
  • Виктор Cергеевич Леонов
    Мною подполковником милиции (в отставке) Леоновым В.С. написана и издана в 2015 г. книга «ДЕТЕКТИВНЫЕ СЕЛЬСКИЕ БЫЛИ» ...Отличие советской...

Почему 50-летние Жигули-«копейка» всё ещё популярны

Жигули – это не просто автомобиль. Это отдельное историческое явление, открывшее совершенно новые грани советского автопрома. Первой моделью целой линейки малолитражек стал ВАЗ 2101, в народе - «копейка». Поистине любимая машина сотен тысяч советских граждан, выпущенная с 1970 по 1988 в количестве пяти миллионов экземпляров различных модификаций, навсегда осталась классикой автопромышленности СССР. А по результатам опроса журнала "За Рулем" в 2000 году «копейка» признана первым российским автомобилем 20 века.

Первые седаны ВАЗ и Fiat 124

Итальянский прототип.

История Жигулей началась 50 лет назад. 19 апреля 1970-го первые шесть экземпляров ВАЗ-2101 сошли с заводского конвейера. Иногда можно услышать, что «копейка» представляет собой точную лицензионную копию европейского Fiat 124. Этот миф не совсем справедлив. Советские инженеры действительно сотрудничали с итальянскими специалистами, прибывшими в СССР в качестве консультантов. За весь период производственных испытаний отечественные конструкторы внесли в начальную модель на базе Фиат не менее 800 собственных разработок.

Дело в том, что итальянские образцы, поступившие в Союз на испытания еще в 1966-м, "сыпались" на глазах, колеся по местным дорогам. Кузов трескался при поездках по булыжникам мостовых, выходила из строя подвеска. При зимней эксплуатации не выдерживали опытных испытаний тормозные колодки, которые изнашивались за 200 километров эксплуатации. В общем, стало очевидно: итальянский автомобиль для использования в суровых русских условиях нуждается в серьезной конструктивной адаптации. После ряда доработок и нововведений в советском серийном ВАЗ-2101 появились усиленные мотор и кузов, надежные задние тормоза, расширенный дорожный просвет и масса иных изменений, которые позволили новой машине с честью выдерживать испытания суровым климатом и неидеальными дорогами страны.

Гоночные, милицейские, экспортные «копейки»

Милицейская модификация.

«Копейка» выпускалась в нескольких модификациях. Специально для милиции автозавод разработал ВАЗ-2101-94. Эта машина отличалась более мощным 1,5-литровым бензиновым двигателем. Кузов милицейской версии окрашивался в оранжевый цвет с нанесением синей полосы. Спецавтомобиль мог развивать скорость до 156 км в час.

В начале 1971-го инженеры предложили гоночную версию ВАЗа-2101, которая успешно поучаствовала в международном заезде «Тур Европы — 71». Расстояние, которое преодолел новый автомобиль, превышало 14 тысяч километров. Советский экипаж взял в столь престижных состязаниях серебро, пропустив вперед команду на Opel Kadett. Участие в марафоне стало отличной рекламой машины, которую теперь смело можно было выпускать на экспорт.

Экспортный ВАЗ-2101 поставлялся, прежде всего, в страны соцлагеря.

Гоночная «копейка».

Позже «копейку» пожелали приобретать и представители капиталистического мира - ФРГ, Австрия, Швейцария, скандинавские страны. Покупатели привлекались, прежде всего, скромной стоимостью автомобиля, качество сборки которого было на высоте. От стандартной модели экспортный ВАЗ-21013 Lada внешне отличался незначительно (окантовка фар, решетка радиатора, подголовники на сиденьях). Для рынка Британии была разработана модификация Lada 1300 ES с правым рулем, крыша которого окрашивалась в другой цвет, а по бокам наносились декоративные полосы.

В 1976-м инженеры ВАЗа создали на базе универсала ВАЗ-2102 первый электрокар.

Прототип будущего авто проходил испытания не только на полигоне, но и на дорогах общего пользования. В 80-х свет увидела стартовая партия электрофургонов под серийным номером ВАЗ-2801. Эти машины могли преодолевать на одном заряде расстояния в 130 километров при максимальной скорости движения 87 км в час — по тому времени эти показатели выглядели впечатляюще.

Десятки лет в эксплуатации без капремонта

Первый сошедший с конвейера экземпляр.

«Копейка» обаяла автовладельцев легкостью в обращении, экономичностью и высоким уровнем комфорта. Да и ВАЗ 1-й модели просто считался красивой машиной. Но больше всего народной любви «Жигули» заслужили благодаря «крепкому характеру». Капитального ремонта эти автомобили требовали лишь спустя десяток путешествий Москва - Владивосток. Попадались такие экземпляры «копеек», которые обходились без серьезного вмешательства до 20 лет регулярной эксплуатации. И это на фоне заводского официального срока службы в 7 лет! Советские автовладельцы умело продлевали жизнь своих четырехколесных коней. Когда машина приказывала долго жить, затевался серьезный ремонт, затрагивавший едва ли не всю «начинку». Кстати, реставрация часто осуществлялась руками самого владельца или с привлечением приятелей-автолюбителей.

Мытарства автовладельца

ВАЗ-электромобиль.

Советский гражданин, решивший стать счастливым обладателем «копейки», должен был выложить 5 тыс. 150 рублей. Что и говорить, сумма по тем временам солидная. Но одних денег для исполнения заветной мечты было недостаточно. Путь к приобретению автомобиля лежал через долгое терпение и упорство намерений. Очередь нужно было не только «отстоять», но и, прежде всего, попасть в нее. Этот процесс мог занимать не один год. Можно только представить, насколько счастливым оказывался потом момент получения открытки с приглашением в автомагазин.

О перипетиях в приобретении «Жигулей» в своей книге вспоминал актер А. Ширвиндт. Он рассказывал, как по ночам ездил в загородный пункт отмечаться в очереди. Потому как один-единственный прогул становился поводом для удаления из списка покупателей. Тогда он с товарищами Гердтом и Мироновым создали команду, выезжая для отметок и дежурств по очереди.

«Жигули» Пугачевой.

Как только гражданин становился владельцем новеньких Жигулей, перед ним тут же вставала новая проблема: где держать дефицитное приобретение? А ведь гараж тоже доставался непросто и требовал не меньших мытарств.

Удачей считалась и покупка б/у автомобиля: «где-то за городом очень недорого папа купил автомобиль", как пела Алла Пугачева. Кстати, примадонна рассказывала, что ВАЗ был ее первым личным автомобилем. Правда, не «копейка», а третья модель.

Для советских людей автомобиль был не просто средством передвижения, но и признаком роскоши. Чаще всего на машину копили несколько лет и подолгу стояли в очереди.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх